Вдох детством НВ

Сценарий тренинга для подростков, склонных к риску возникновения аддиктивного поведения с использованием дискуссионного метода как одного из активных методов обучения

 

Тема: «Алкоголь и последствия».

Цель: выражение своего отношения к алкоголю; обучение умению противостоять рекламе алкоголя; развитие навыков самоанализа;   воспитание терпимости, умения слышать других; углубление знаний по данной теме; возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения; закрепление навыков групповой работы.

 

Время: 2 академических часа.

Форма зала : круг.

Материал: магнитофон, бумага формата А 4, ватман, цветные карандаши, фломастеры, ручки, бланки к тестовым заданиям, бейджики, веревка.

 

  1. Упражнение «Эстафета имен».

Цель: развитие групповой сплоченности, развитие внимания, снятие психоэмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники сидят в кругу. По очереди против часовой стрелки каждый встает и называет свое имя. Последний участник в круге поднимается и говорит свое имя наоборот и так по кругу.

Инструкция: давайте сейчас представимся. Против часовой стрелки по очереди каждый из вас будет вставать, и называть свое имя. Последний участник называет свое имя и тут же называет его наоборот. Затем каждый называет свое имя, наоборот, в обратном порядке.

Анализ:

Какие трудности возникли?

Какие чувства возникли?

  1. Упражнения «Поприветствуем от лица…».

Цель: создание положительного настроя на день, развитие групповой сплоченности.

Время: 5минут.

Техника проведения: участники сидят по кругу и приветствуют по часовой стрелке друг друга от лица известного человека или персонажа книги, фильма и т.д.

Инструкция: начнем наше занятие с приветствия. Приветствие у нас будет необычное: сидя в кругу по часовой стрелке мы будем приветствовать друг друга от лица известных людей: актеров, политиков, героев сказок, певцов и т.д.

Анализ:

Чем понравилось это упражнение?

Возникли ли трудности в ходе упражнения?

  1. Упражнение «Соедини и верни».

Цель: снятие психического напряжения, развитие группового взаимодействия.

Время: 5 минут.

Материал: лист бумаги формата А 4, карандаши.

Техника проведения: участники сидят в кругу. На листах бумаги ставят 20 точек в хаотичном порядке. По команде ведущего участники должны передать листки соседу слева. Его задача соединить точки и вернуть лист владельцу.

Инструкция: на листе бумаги поставьте 20 точек. Отдайте свой лист соседу слева. Задача соседа – соединить эти точки в композицию. Затем верните лист хозяину.

Анализ:

Понравилась ли композиция или хотите что-либо переделать?

Какие эмоции у вас возникли?

Что для вас оказалось трудным?

  1. Анкеты «Алкоголь и подросток».

Анкета 1.

Инструкция: прочтите эти утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.

  1. Здоровый человек может выпить три кружки пива за один час без последующей потери самоконтроля или замедления реакции.

2.Употребление алкоголя в смеси с определенными наркотиками может привести к смертельному исходу.

  1. Крепкие напитки (виски, ром, джин, водка и т.д.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т.д.).
  2. Алкоголь-это яд.
  3. Половина дорожных происшествий является результатом вождения в нетрезвом виде.
  4. Алкоголь препятствует быстрой реакции.
  5. Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвение тканей (после чего они не восстанавливаются).
  6. Беременные женщины не должны пить, поскольку исследования показали, что алкоголь способен повредить еще не родившемуся ребенку и иногда может вызвать у него умственную отсталость.
  7. Большинство алкоголиков — деградировавшие люди с низким уровнем образования.
  8. Алкоголь искажает ощущения и иногда приводит к тому, что выпившему человеку становится жарко при опасно холодной погоде.
  9. Подросток может стать алкоголиком от пива.
  10. Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста.

А теперь оцените свой результат:

Да – 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12.

Нет – 1, 3, 9, 10.

 

Анкета 2.

Инструкция: ответьте на следующие вопросы.

  1. Какой спиртной напиток вы уже пробовали?
  2. В каком возрасте это произошло впервые?
  3. При каких обстоятельствах вы впервые попробовали алкоголь?
  • на своем дне рождении;
  • во время домашнего праздника;
  • друзей;
  • на дискотеке;
  • другое.
  1. Кто предложил вам спиртное?
  • друзья;
  • старшие мальчики;
  • родители;
  • случайные знакомые;
  • другое.
  1. Ваши ощущения после принятия спиртного?
  • головная боль;
  • тошнота, рвота;
  • все поплыло перед глазами;
  • все нормально, было весело;
  • другое.
  1. По какой причине вам бы хотелось повторить употребление спиртного?
  2. По какой причине вам не хотелось бы повторять употребление спиртного?
  3. В вашей семье употребляют спиртные напитки?
  4. У тебя есть полезные и интересные увлечения?
  • да;
  • думаю об этом;
  • нет;
  • мне и без них неплохо.
  1. Какие чувства ты испытываешь к пьяным людям?
  • я их жалею;
  • я их боюсь;
  • они мне неприятны;
  • безразличие;
  • завидую;
  • другое.

 

Анкета 3. «Отношение к употреблению пива»

Пол ______________________ Возраст_________________________________

  1. Употребляете ли вы пиво?
  • да;
  • нет.
  1. Причина выбора пива?
  • цена;
  • низкое количество спирта;
  • вкусовые качества;
  • вызываемые эмоции (физиология).
  1. Какой процент содержания спирта предпочтителен для вас?
  • 0 % (безалкогольное);
  • 0-1,5% (слабоалкогольное);
  • 4,0-4,8% (светлое);
  • 5,2 — 9% (крепкое).

4.Пиво — напиток для:

  • повседневного употребления;
  • особых случаев.

5.Как часто вы употребляете пиво?

  • редко;
  • иногда;
  • постоянно.

6.С кем вы пьете пиво?

  • один;
  • с компанией;
  • с кем придется.
  1. Какие эмоции у вас возникают после употребления пива?
  • (без подсказки)
  • (подсказка)

эйфория                        злость                      беззаботность

бодрость                       радость                    тоска

сонливость                    апатия

  1. Бывает ли похмелье после с пива?
  • да (какое кол-во было выпито);
  • нет.
  1. Вы знакомы с понятием «пивной алкоголизм»?
  • да;
  • нет;
  • такого понятия не существует..

 

  1. Упражнение «Берлинская стена».

Цель: сплочение группы, эмоциональная разрядка, создание атмосферы доверия.

Время: 5 минут.

Материалы: веревка или достаточное количество стульев (5 — 7).

Техника проведения: комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на уровне 0,5 м над полом). Группе предлагается перебраться на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно. Веревку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту.

Усложненный вариант: участники должны перебираться через преграду, взявшись за руки и не размыкая их ни при каких обстоятельствах. Если участник задевает за преграду или где-то в цепочке разомкнулись руки, то вся группа возвращается на исходную позицию.

Инструкция: сейчас нам всем вместе предстоит преодолеть сложную преграду. Но для этого всем необходимо действовать сплоченно, как один человек. Перед вами преграда из стульев (веревки), необходимо перебраться на другую сторону, но есть одно условие, если хоть один участник остается по другую сторону преграды или задевает преграду, все участники возвращаются обратно. Задание понятно. Тогда начнем.

Анализ:

Какую стратегию решения поставленной проблемы вы выбрали?

Какие проблемы возникли?

Какие действия были успешными? Что можно было сделать по-другому?

  1. Мини-лекция «Последствия детского алкоголизма» [4] (см.приложение 13).

Цель: ознакомление с воздействием алкоголя на психические и физиологические аспекты личности.

Время: 10 минут.

  1. Дискуссия в малых группах.

Цель: закрепление теоретического материала.

Время: 20 минут.

Техника проведения: участники разбиваются на 3 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя. Каждой группе дается задание для обсуждения.

Инструкция: разделитесь на 3 малых группы следующим образом, я на ухо каждому скажу слово, а ваша задача: найти своих, тех людей, которым было сказано такое же слово. Искать можно любым способом, но при этом не применять речь.

Слова: бутылка, алкоголик, вино.

Теперь образуйте группы, выберите таймера, секретаря, председателя, спикера. Я раздам вам вопросы для обсуждения. На работу дается 5 минут.

Задания группам:

1 группа. Положительные стороны употребления алкоголя.

2 группа. Отрицательные стороны употребления алкоголя.

3 группа. Опишите портрет человека употребляющего алкоголь.

По истечению времени спикер доложит нам о групповых идеях, выработанных в ходе обсуждения.

  1. Упражнение «Антиреклама».

Цель: развитие аналитического мышления, обобщение ранее полученной информации по данной проблеме.

Время:10 минут

Техника проведения: участники тренинга сидят в кругу. Предлагается объединиться в 3 группы и нарисовать плакат — антирекламу алкогольной продукции с лозунгами.

Материал: лист бумаги формата А 4, карандаши.

Инструкция: сейчас обобщите всю информацию, которой вы владеете, разбейтесь на 3 группы и нарисуйте плакат – антирекламу алкоголя. Подумайте и напишите лозунги к этим плакатам.

Анализ:

С какими трудностями вы столкнулись?

Чем руководствовались, выполняя это упражнение?

Какие чувства возникли у вас в ходе выполнения упражнения?

  1. Игровое моделирование реальных ситуаций.

Цель: развитие аналитического мышления, обобщение ранее полученной информации, обучение навыкам реагирования в проблемных ситуациях.

Время: 10 минут.

Техника проведения: группе предлагается разыграть ситуацию.

Материал: листы формата А 4, ручки, карандаши.

Инструкция: вам предлагается разыграть следующую ситуацию.

Ситуация. В кафе мест нет. Заходят два парня и видят знакомых подростков, которые сидят за столиком и у них 2 свободных места. Ребята подходят к ним и присоединяются к их компании. Им предлагают выпить кружку пива. Те отказываются.

Анализ:

С какими трудностями вы столкнулись?

Какие эмоции испытывали во время выполнения упражнения?

В чем смысл этого упражнения?

  1. Обратная связь.

Цель: получение обратной связи от участников группы.

Время: 5 минут.

Самое интересное упражнение на ваш взгляд?

Что вам понравилось больше всего?

С какими трудностями вы столкнулись?

Довольны ли вы собой?

Что полезного вы взяли для себя, и будете использовать в дальнейшем?

Оцените в процентном соотношении ваше участие в тренинговом занятии.

  1. Упражнение «Наша группа».

Цель: развитие эмпатии, открытости, взаимной поддержки.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники сидят по кругу. Предлагается нарисовать себя в виде любого живого существа, с которым они себя ассоциируют. Затем эти рисунки прикрепляются на стену.

Инструкция: представьте себя каким — либо живым существом, это может быть животное, насекомое, птица, рыба и пр. Изобразите на листах бумаги. Молодцы. А теперь давайте прикрепим свои рисунки на стену. Посмотрите — это наша группа.