зол психея 1

  1. Полное название проекта

Проект семинара-тренинга для родителей по обучению навыкам конструктивного взаимодействия с подростками, склонными к риску возникновения аддиктивного поведения в условиях семьи «Через тернии к звездам!»

 

Автор проекта

Стебенева Наталия Викторовна (г.Липецк).

 

Цель проекта

Расширение знаний в области педагогики и психологии, поиск альтернативных, социально — приемлемых способов взаимодействия с детьми.

 

Задачи проекта

  1. Дать родителям знания о влиянии их родительских семей на сегодняшнюю жизнь в собственной семье.
  2. Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, сдерживания негативных импульсов.
  3. Дать определенную модель построения взаимоотношений с детьми и обучить родителей различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели.
  4. Обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния.

 

Участники проекта

Родители учащихся, склонных к риску возникновения аддиктивного поведения.

 

Форма организации и проведения

Мини-лекции, включающие в себя теоретические вопросы профилактики употребления психоактивных веществ.

Практические занятия в форме дискуссий, «мозгового щтурма», ролевых игр, коллективных групповых заданий с использованием техник арт-терапии и сказкотерапии, танцедвигательных техник, тестов, круглых столов. Занятия сопровождаются материалами в форме мультимедийных презентаций, видеоматериалов.

 

Структура Проекта.

Работа состоит из четырех разделов: введение, основная часть (семинар-тренинг), список использованной литературы и приложения.

 

Структура семинара-тренинга

Обмен участников группы своим настроением, с которым они пришли на занятие.

Упражнения на снятие нервно-психического напряжения.

Упражнения на создание работоспособности и повышение сплоченности группы.

Проведение мини-тестов, опросников с целью сбора проблематики и формирования мотивации на дальнейшую работу.

Теоретические выкладки.

Обсуждение проблемной ситуации с помощью групповой дискуссии, мозгового штурма, ролевой игры.

Упражнения на развитие эмпатии, доверия, сплоченности.

Подведение итогов работы и обратная связь от участников.

 

  1. Актуальность, научная и практическая значимость

Актуальность

Массовое потребление психоактивных веществ в молодежной среде остается одной из острейших проблем современного общества. Это серьезная угроза здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. По оценкам экспертов наркомании подвержены в основном подростки и молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Поэтому проблема распространения и употребления наркотиков в молодежной и образовательной среде особенно актуальна и требует совместных решительных действий государства и общества в целом.

Научная значимость

Предпринята попытка создания проекта, включающего проведение систематической антинаркотической профилактической работы с родителями. Используется родительский тренинг – активная форма работы с родителями. На местном уровне данная тема изучена недостаточно. Работа с родителями проводится в основном на родительских собраниях, не систематически, темы разрозненны, непоследовательны.

Практическая значимость

Данный Проект вносит определенный вклад в повышение грамотности и ответственности родителей за антинаркотическое воспитание детей в семье.     Может быть использован педагогами, педагогами-психологами, социальными педагогами образовательных организаций. Также работа может послужить основой для различного рода исследований.

 

  1. Основное содержание работы (или ее этапы)

Программа семинара-тренинга рассчитана на 36 академических часов и включает в себя 3 этапа.

1 этап – диагностический (комплектование тренинговой группы).

Психодиагностическое обследование родительско-детского взаимодействия и родительско-детских отношений.

2 этап – овладение навыками конструктивного взаимодействия с детьми и подростками в условиях семейного воспитания.

3 этап – психолого-педагогическое сопровождение родителей (оказание консультативной и методической помощи).

В ходе тренинга рассматриваются такие темы, как:

— Мы и дети: два разных мира.

— Стили семейного воспитания.

— Влияние наследственности и окружающей среды на подростка.

— Роль отца в воспитании подростка.

— Семейный конфликт. Пути и методы разрешения.

— Стресс. Причины возникновения и влияние на физическое и психическое здоровье.

— Последствия психических травм детства.

— Психоактивные вещества. Мотивы и причины потребления психоактивных веществ подростками.

— Проблемы внутрисемейных отношений. Проблемные ситуации. Пути решения.

— Проблемы в отношениях со сверстниками и учителями.

— Проблемы денег и влияния «плохой» компании на подростка.

— Проблемы аддиктивного поведения подростка.

 

  1. Результаты, выводы

Повышение психологической, педагогической компетентности семьи.

Вовлечение родителей в антинаркотическую профилактическую работу, проводимую школой.

Формирование интереса родителей к личностным особенностям развития детей.

Профилактика негативного семейного воспитания.

Снижение количества несовершеннолетних, склонных к риску или употребляющих ПАВ.

Таким образом, после проведения работы по проекту родители:

— повысили свою компетенцию в области психологии и педагогики.

— изменили взгляды на жизнь в собственной семье;

— овладели способами целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, сдерживания негативных импульсов;

— выстроили определенную модель социально-приемлемых взаимоотношений с собственными детьми;

— обучились различным навыкам межличностного общения;

— овладели приемами и методами снятия нервно-психического напряжения.