мой завтрдень грамотаМой завтрдень ФП

Аннотация на профилактическую психолого-педагогическую программу по работе с несовершеннолетними, склонными к риску возникновения аддиктивного поведения или употребляющими психоактивные вещества
«Мой завтрашний день»

Программа «Мой завтрашний день» предназначена для работы с несовершеннолетними, склонными к риску возникновения аддиктивного поведения или употребляющими психоактивные вещества.

В настоящее время табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркотиками является одной из острейших проблем нашего общества. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Последствия употребления наркотиков становятся все более серьезными.

Актуальность данной программы связана с ростом количества несовершеннолетних, склонных к риску возникновения аддиктивного поведения и употребляющих психоактивные вещества. Подростки, находясь под воздействием стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от последствий, что побуждает их обратиться к употреблению психоактивных веществ, которые помогут уйти от тягостных переживаний.

Создание данной программы является своевременным и необходимым. Она ориентирована на формирование и укрепление антинаркотических установок, снижающих вероятность приобщения к курению, употреблению алкоголя, наркотиков подростками, обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

По результатам освоения программы подростки узнали о своих личностных и поведенческих особенностях, научились противостоять стрессам и находить эффективные пути выхода из конфликтных ситуаций, не прибегая к употреблению наркотических веществ. Использование техник арттерапии, сказкотерапии позволили участникам самовыражаться, отрабатывать прошлый опыт, регулировать свое эмоциональное состояние и приобретать опыт группового взаимодействия со сверстниками, что позволяет закрепить полученные знания в ходе занятий и перенести их в повседневную жизнь.

Эффективность программы подтверждают качественные результаты ее освоения. У подростков появились устойчивые интересы; изменилась система ценностей, поведения в долгосрочной перспективе; повысился уровень мотивации, социальной адаптации и ориентации на здоровый образ жизни; расширились знания о негативном влиянии ПАВ на психоэмоциональное и физическое состояние; снизился уровень агрессивности и конфликтности в классе при помощи владения приемами и методами снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения.

Показателями результативности по образовательному учреждению явились: улучшение наркогенной ситуации в среде несовершеннолетних; уменьшение количества подростков, стоящих на внутришкольном учете по проблеме ранней наркотизации и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; формирование группы подростков, способных работать по принципу «Равный обучает равного», имеющих высокий уровень знаний по основам здорового образа жизни и устойчивую жизненную позицию в отношении употребления ПАВ, сохранения своего здоровья.

Данная Программа вариативна и может реализовываться от нескольких месяцев до одного года и более, в зависимости от динамики происходящих изменений у подростков в ходе коррекционно-развивающего процесса и дальнейшего сопровождения. При ее разработке учитывалась специфика детского и подросткового возраста: неравномерность созревания, незавершенность формирования личности, психологическая и социальная неустойчивость, значение для ребенка других лиц.

Программа «Мой завтрашний день» апробировалась в течение 2-х лет на базе общеобразовательного учреждения, техникума, коррекционной школы VII вида. Она доказала свою эффективность, достаточно устойчива, о чем свидетельствуют длительность существования, запросы образовательных учреждений области на реализацию данной программы. Проведенная работа по программе расширила существующие представления о профилактике аддиктивного поведения среди несовершеннолетних.

В программе имеется глоссарий, списки интернет-ресурсов, литературы, а также приложения (диагностические, лекционные материалы).