Проблема социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна заключается в том, что это не болезнь, которую можно вылечить с помощью лекарств, а особый тип развития, требующий организации специальных условий обучения и воспитания. Вся деятельность специалистов должна быть направлена на максимальную реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка с синдромом Дауна, обеспечение социальной адаптации и подготовку к дальнейшей жизни.

Несомненно, заниматься социально-психологической адаптацией необходимо уже с раннего возраста ребенка. До момента поступления в ДОУ следует организовать общение со сверстниками, включить его в их среду, чтобы подготовить к дальнейшему взаимодействию.

Важной ступенью социально-психологической адаптации ребенка с синдромом Дауна является ДОУ. Именно там закладывается основа для успешной интеграции в школе, а затем и в жизни. Специалисты будут создавать необходимые условия для успешной социализации сначала в группе, а затем подготавливать к школе. Но, несмотря на то, что этим занимаются специалисты ДОУ, большая работа должна проводиться и дома, чтобы закреплять полученные знания, умения и навыки.

В своем развитии дети с синдромом Дауна проходят те же этапы, что и дети в норме. Поэтому работа по социальной адаптации основывается на представлении о развитии детей, но с учетом их интеллектуальных и физиологических особенностей.

В дошкольном возрасте основным занятием ребенка является игра. В ней развивается воображение, контроль за своими чувствами и действиями, приобретается опыт общения с другими детьми. Для того, чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно адаптировался, его необходимо научить, как правильно себя вести в различных ситуациях, обучить навыкам самообслуживания и взаимодействия с окружающими. Все это возможно сделать с помощью игры. Включая обучающий момент в игру, специалист ДОУ тем самым задействует ценность игры для ребенка, его основную деятельность и позволяет успешнее освоить необходимые умения и навыки. Каждая игра развивает личность ребенка и способствует его адаптации в общество. Кроме того, подчиняясь необходимости следовать правилам игры, ребенок осваивает регуляцию поведения, учится общаться и согласовывать свои действия с другими участниками игры.

Значительное место в процессе социально-психологической адаптации отводится занятиям, которые нацелены на получение ребенком знаний и умений, требующихся в повседневной жизни. Они способствуют обогащению культуры ребенка, развитию самостоятельности, формированию способности к совместной деятельности и любознательности. Занятия по социальному развитию закрепляют основные нормы и правила поведения. Преобладающая форма проведения этих занятий – игровая.

При выборе средств формирования социально-психологической адаптации в дошкольном возрасте детей с синдромом Дауна, специалисты учитывают все возможности ребенка, а именно его интеллектуальное и физическое развитие. Но, вне зависимости от того, что ребенок проходит все те же стадии развития, что и ребенок в норме, его необходимо специально обучать игре, т.к. ввиду его особенностей, она не формируется сама.

После окончания ДОУ, в школе ребенок будет закреплять и развивать полученные умения и навыки. Здесь основная деятельность специалистов будет направлена на развитие познавательных способностей ребенка, получение им основного образования и подготовку к дальнейшей жизни. Это уроки трудового воспитания, где дети будут осваивать полезные навыки, которые в последующем они смогут использовать в своей трудовой деятельности.

Не смотря на все особенности и трудности, ребенок с синдромом Дауна может обучаться и в дальнейшем социализироваться в обществе, но для этого требуются специальные знания, большие душевные и физические усилия со стороны взрослых.

Автор-разработчик:

педагог-психолог

Костеева Елена Олеговна