Под тонкой, мелкой моторикой подразумеваются движения мелких мышц кистей рук. Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на развитие интеллекта, навыков самообслуживания. Т.к. развитие мелких движений рук проходит под контролем зрения, то развивая мелкую моторику, дети развивают внимание и глазомер. Кроме того, развитие мелкой моторики напрямую связано с формированием речи.

У детей с синдромом Дауна мелкая моторика развивается медленнее, они неуклюжи. Это связано с такими особенностями развития, как:

  1. Особенности строения кисти рук и запястья.
  2. Сниженный мышечный тонус.
  3. Избыточная подвижность суставов, которая обусловлена чрезмерной эластичностью связок.
  4. Часто отмечающиеся проблемы со зрением, которые мешают развитию координации «рука-глаза».
  5. Недостаточная устойчивость тела, которая связана с ослабленным чувством равновесия. В связи с этим, многие движения даются с трудом.

Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, при которых пальцы рук должны действовать согласованно. Для того, чтобы развивать кисти рук, используют пальчиковые игры, массаж руки, приемы арт-терапии (рисование, лепка и т.д.). Постепенно увеличивают нагрузку и на мышцы запястья, т.к. они регулируют положение рук в пространстве. Здесь помогут вращательные и силовые упражнения.

Развитие мелкой моторики имеет важное значение для дальнейшей жизни ребенка. Ему потребуется использование мышц рук и их координированные движения для того, чтобы самостоятельно одеваться, писать и рисовать, выполнять большое количество повседневных бытовых действий.

Однако, не только мелкая моторика имеет свои особенности развития. Следует обратить внимание и на крупную моторику. Развитие крупной моторики – это процесс, благодаря которому ребенок учится передвигаться, используя группы крупных мышц ног, спины, живота и рук. Крупная моторика является основой общего развития ребенка, т.к. обеспечивает возможность исследовать окружающий мир. Без наличия этой возможности и самостоятельности, которые обеспечивает двигательная активность, ребенок будет во всем зависеть от родителей. А это, в свою очередь, замедлит его обучение и приведет к проблемам в поведении. Кроме того, развитие крупной моторики является основой для развития мелкой, ведь для того, чтобы ребенок мог заниматься более сложными упражнениями, он должен освоить навыки контроля всего тела.

Особенности, затрудняющие общее моторное развитие детей с синдромом Дауна:

  1. Низкий тонус мышц.
  2. Чрезмерная эластичность связок.
  3. Ослабленное чувство равновесия.
  4. Укороченные руки и ноги, пальцы рук и ног.
  5. Проблемы со здоровьем.

Для успешного моторного развития ребенка с синдромом Дауна, необходимо стимулировать его двигательную активность. Главное правило – ребенок должен сам делать все то, на что он способен к данному моменту. А задача взрослого – оказание минимальной помощи для успешного выполнения задания.

 

 

 

Автор-разработчик:

педагог-психолог

Костеева Елена Олеговна