У всех детей с синдромом Дауна отмечаются особенности развития памяти. Несмотря на большое количество ограничений, они хорошо осваивают механическую память, которая помогает им в усвоении многих умений и навыков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна зрительная память развита лучше, чем слуховая.

Особенность механической памяти заключается в большом количестве повторений и точностью запоминания. При этом отклонения от шаблонов действия чрезвычайно трудны из-за особенностей интеллектуального развития в целом. Поэтому при тренировке данного вида памяти и обучению с его помощью каким-либо навыкам, следует четко продумывать инструкцию.

Больше всего у детей с синдром Дауна страдает кратковременная слуховая память, в то время как долговременная не имеет нарушений. Кратковременная слуховая память помогает понимать смысл речи, удерживать, обрабатывать и усваивать разговорную речь в течение того отрезка времени, который необходим, чтобы отреагировать на услышанное. В связи с чем, у детей с синдромом Дауна наблюдается очень большой промежуток между ответом и заданным вопросом.

Предполагается, что главные причины плохой работы кратковременной памяти это: проблемы со слухом или медленная артикуляция. Однако, это не подтверждается исследованиями. Вероятнее всего, дети с синдромом Дауна не используют обычные приемы, которые помогают запоминать информацию (повторения или систематизацию информации) или используют ее неэффективно. Также отмечают меньшую вместимость кратковременной памяти. Соответствующие тренировки могут привести к улучшению, однако эффект будет недолгим. В связи с этим, необходимо задействовать иные виды памяти, чтобы обеспечить освоение ребенком умений и навыков, обогатить его запас знаний.

Для того, чтобы помочь развитию общих навыков запоминания, нужно следить, чтобы занятия были короткими, устраивать много коротких перерывов, сводить к минимуму отвлекающие факторы. Произносить слова следует четко и всегда одинаково, выделяя ключевые слова или понятия. Информацию необходимо разбивать на меньшие блоки, с которыми ребенку будет легче справиться. Количество словесных инструкций, предъявляемых одновременно, стоит ограничить. Ключевые слова и понятия можно сделать зримыми, сопровождая их жестами или картинками. Для улучшения запоминания следует побуждать детей повторять услышанную информацию, проговаривая ее шепотом.

Для запоминания новых понятий и навыков необходимо задействовать все виды памяти. Следует уделять внимание большому количеству повторений, простоте информации и ее наглядности. Несмотря на имеющиеся трудности, используя механическую память и способность к подражанию, ребенок с синдромом Дауна вполне способен освоить необходимые умения и навыки для самообслуживания, научиться действовать в различных ситуациях с учетом их особенностей, хотя это и будет даваться ему с трудом.

 

 

 

 

 

 

 

Автор-разработчик:

педагог-психолог

Костеева Елена Олеговна