Концентрация внимания – это способность удерживать информацию о каком-либо предмете или объекте в кратковременной памяти. У детей с синдромом Дауна отмечается низкий объем и слабость концентрации внимания. В связи с этим, дети стараются предпочитать более знакомые стимулы новым, т.к. им это легче.

Низкая концентрация внимания говорит о том, что дети много отвлекаются, т.к. не могут удержать в поле своего зрения предмет или сосредоточиться на инструкции. В сумме с общими нарушениями внимания, слабая концентрация влияет на способность различать предметы с несколькими заданными параметрами, т.е. они способны вполне хорошо различать формы или цвета, предъявляемые последовательно, но теряются, когда необходимо различить оба параметра сразу. В связи с недостаточностью развития образного мышления, восприятия и внимания, дети с синдромом Дауна обращают больше внимания на детали, нежели на целостный образ, что создает определенные трудности при графическом изображении предмета и его формы. Однако, привычные для ребенка предметы и воспринимаются, и различаются достаточно правильно.

Ребенок с синдромом Дауна не может концентрировать свое внимание на чем-либо больше 1 минуты. Поэтому частой проблемой, помимо обучения, является общение. Из-за плохой концентрации они не хотят отвечать просто так, т.к. их внимание уже занято чем-то более интересным или привычным. Часто нарушения концентрации внимания и рассеянность связывают с нарушениями слуха, которые нередко отмечаются у детей с синдромом Дауна. Тогда они могут не реагировать на вопросы совсем или отвечать невпопад. Зависит это зачастую от настроения и общего эмоционального фона в данный момент.

В процессе обучения снижение способности к концентрации внимания проявляется сложностью сосредоточения на определенном задании, т.к. дети много и часто отвлекаются. Для достижения определенных успехов в обучении, следует производить частую смену деятельности, стараясь не зацикливаться на одном занятии, и по возможности убрать из поля зрения детей отвлекающие стимулы (игрушки и т.п.).

Повышенное внимание дети с синдромом Дауна проявляют к лицам окружающих. Они готовы взаимодействовать и проявлять приятную манеру общения. В связи с этим они способны считывать важную информацию, которая имеет непосредственно отношение к эмоциям человека, с которым они в данный момент взаимодействуют. Более того, дети с синдромом Дауна обладают хорошей эмпатией и готовы к проявлению сочувствия, если видят расстроенного человека.

Для того, чтобы развивать концентрацию внимания, необходимо уделять время для занятий с ребенком. Хорошо подходят для этого пальчиковые игры, которые помимо концентрации внимания, будут направлены и на развитие мелкой моторики. При выполнении пальчиковых игр, которые сопровождаются стихотворениями, ребенок будет не только совершать определенные движения пальцами рук, но и учиться следить за ними и соотносить их темп с темпами речи.

Так же на занятиях можно использовать крупу, т.к. работа с ней требует высокой концентрации внимания, напряжения мышц пальцев и кисти. Чтобы настроить ребенка на работу и подготовить руку, перед такими занятиями можно использовать пальчиковые игры для разминки.

Еще одним направлением работы по развитию концентрации внимания является музыкотерапия. На таких занятиях развивается слуховое внимание и восприятие, навык имитации, т.к. происходит частая смена деятельности, пропевание мелодий, проговаривание слов под музыку, повторение движений за преподавателем.

Развитие концентрации внимания в дальнейшем будет способствовать повышению обучаемости и усвоению знаний и умений, поэтому работу необходимо начинать с раннего детства.

Автор-разработчик:

педагог-психолог

Костеева Елена Олеговна