Ориентировка во времени и пространстве – одно из необходимых условий для успешного развития. Понимание времени и нормальная ориентация в пространстве – залог успешного познания мира и его преобразования для ребенка. Отсутствие такого умения у ребенка с РДА погружает его в собственный внутренний мир еще больше, что сказывается как на общем развитии, так и на развитии интеллекта. Как и в случаях с другими нарушениями в структуре РДА, коррекционно-развивающую работу следует начинать как можно раньше.

Для детей с РДА характерно фрагментарное восприятие окружающей действительности, отсутствие целостного понимания происходящего. У них выявляется недостаточность пространственно-временных представлений в отношении как физического, так и психологического пространства и времени. Кроме того, ребенок с РДА плохо осознает и ощущает свое собственное тело. Поэтому важным моментом является привлечение его внимания к положению собственного тела в пространстве. Это можно делать с помощью зеркал, которые расположены на уровне глаз ребенка, концентрируя его внимание на отражении.

Для самостоятельной ориентировки ребенка в своем рабочем пространстве можно нанести разметку на стол, с помощью которой ему будет проще понять и привыкнуть к тому, что от него требуется.

Еще одной  сложной для понимания категорией является время. Дети с РДА живут только в настоящем. Особенности психического развития позволяют им воспринимать происходящее только «здесь и сейчас». Воспоминания неосознанные и избирательные, а будущее полно неизвестности. Ввиду этого, дети не в состоянии чего-то ждать, не понимают слова «потом» и «позже». Начиная с раннего возраста необходимо формировать у ребенка элементарные представления о времени. Ему следует помогать осознавать и устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями (смена дня и ночи, времен года). Понимание регулярности чередований событий, их предсказуемость и четкий распорядок дня будут способствовать снижению тревожности и упорядочению поведения ребенка с РДА.

Кроме того, ввиду особенностей развития пространственно-временной ориентации, у детей с РДА имеются и нарушения зрительно-моторной координации. Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и моторно-двигательного анализаторов. Так как ребенок с РДА плохо ощущает и ориентируется в своем собственном теле, то и координировать свои движения он может с большим трудом. Для развития зрительно-моторной координации полезны занятия перед зеркалом, где ребенок видит движения взрослого и свои и пытается их повторить, называет и показывает части тела.

 

Автор-разработчик:

педагог-психолог Костеева Е.О.