Ощущение – это простейший психический процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а так же внутренних состояний организма при воздействии на рецепторы человека.

Восприятие же можно охарактеризовать как сумму ощущений. Таким образом, восприятие – это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие позволяет ощущать целостную картину мира, интегрировать все сигналы в единый образ.

Дети с РДА имеют свои особенности восприятия. Как правило, они испытывают затруднения в интеграции полученной информации от органов чувств в единый образ, и, следовательно, не могут адекватно воспринимать окружающий мир. Для всестороннего развития детей с РДА необходимо вести работу по формированию целостности восприятия и развитию ощущений. Большое внимание следует уделить мышечному, тактильному и зрительно-тактильному восприятию, т.к. именно они помогут ребенку с РДА в дальнейшем ориентироваться в собственном теле и его положении в пространстве.

Кроме того, в структуре нарушений отмечается своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время игнорирование отдельных воздействий. Так же для детей с РДА характерны противоречивые реакции. В реакциях на предметы наблюдается большая полярность: низкая чувствительность к сильным раздражителям и высокая – к слабым (шуршание, шепот и т.п.), либо наоборот. При этом реакции могут сохраняться и после завершения воздействия раздражителя.

Лицо человека практически мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта.

Помимо этого, отмечаются нарушения в ориентировке в пространстве, искажение целостной картины мира. Для детей с РДА важен не предмет в целом, а его отдельные стороны – цвет, форма, запах или даже вкус. Большое значение имеют тактильные и мышечные ощущения, идущие от своего тела. На фоне дискомфорта или стресса они стараются получить впечатления от собственного тела – раскачивания, прыжки, кружения, а при сниженном болевом пороге отмечается склонность к нанесению различных повреждений.

В процессе работы над развитием восприятия и ощущений необходимо следовать следующим целям:

  1. Научить привлекать внимание к предмету.
  2. Научить сохранять зрительный образ в памяти ребенка.
  3. Улучшить зрительное, слуховое внимание.
  4. Научить реагировать на знакомый звук и узнавать его.
  5. Развивать способность к различению объектов.
  6. Улучшить зрительную, слуховую, тактильную память.

Перед началом работы важно помнить, что процесс освоения даже простых действий будет занимать больше времени, чем у ребенка с нормальным развитием. Важно, чтобы во время работы ребенок находился в хорошем настроении, иначе желаемый результат не будет достигнут.

 

Автор-разработчик:

педагог-психолог Костеева Е.О.