В широком смысле понятие «мышление» определяется как опосредованное и обобщенное познание объективной реальности. В узком смысле чаще всего подразумевается процесс решения какой-либо задачи.

В кинической картине нарушения мышления не являются специфическими для детей с РДА. Многие дети в целом овладевают такими операциями как соотношение, классификация, обобщение и т.д. Основные трудности заключаются в использовании имеющихся знаний и навыков в обычной жизни и при общении с людьми. Это объясняется трудностями переноса и интерпретации имеющихся знаний, умений и навыков в новую ситуацию. Даже незначительное изменение в одном из действий или предметов может внести хаос в мысли ребенка. Для того, чтобы этого избежать, необходимо проговаривать вместе в ребенком весь алгоритм действий в соответствии с произошедшими изменениями.

Особенности мышления связаны с:

  1. Проблемами восприятия (повышенная или пониженная чувствительность к различным раздражителям).
  2. Особенностями внимания (чрезмерная концентрация на ярких свойствах объекта, трудности переключения).
  3. Трудностями понимания психического состояния других людей (их намерения, желания, эмоции, чувства).
  4. Особенностями речи (не использование ее в качестве средства для коммуникации).

Большое влияние на особенности мышления оказывает и отсутствие переживания ребенком себя как активного участника процесса, вследствие чего ребенок не может воспользоваться своим собственным прошлым опытом. Также влияние оказывает искажение самосознания, что отражается на мотивационном компоненте мышления – отсутствует целенаправленность, ребенок недостаточно ориентирован на результат при выполнении того или иного действия. Если же включить в работу эмоционально-значимые элементы, то удастся нарушить этот шаблон и создать мотивацию на целенаправленное действие.

Дети с РДА могут проявлять сообразительность в решении сенсомоторных задач, когда действуют самостоятельно. Но при целенаправленном обучении со стороны взрослого эта самостоятельность значительно снижается. Кроме того, они могут проявлять способности в конструировании, хорошо ориентироваться в устройстве механизмов. Дети  с РДА успешны в запоминании и механическом воспроизведении случайной последовательности предметов, тогда как появление порядка и систематизации никак не влияют на возможность запоминания и не оказывают никакой помощи.

Дети с РДА не способны активно перерабатывать информацию и использовать свои возможности для того, чтобы приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам повседневной жизни. В то же время, интеллектуальная недостаточность не является обязательной для всех, и многие будут способны проявлять свои возможности в отдельных областях знаний, хотя сохранится аутистическая направленность мышления.

Обучать детей с РДА и развивать мышление необходимо в обстановке, максимально приближенной в реальности. Важно учитывать специфические особенности как мышления, так и других психических процессов, «дорабатывать» приобретенные учебные навыки на социально-бытовых примерах, развивать самосознание и самоконтроль ребенка. Все занятия следует проводить в комфортной и безопасной для ребенка обстановке, при наличии эмоционального контакта с ним.

 

Автор-разработчик:

педагог-психолог Костеева Е.О.