Нервно-психическое напряжение – это особое психическое состояние, которое возникает в ответ на тяжелые, непривычные условия для психики, требующие перестройки адаптационной системы человека.

Для того, чтобы контролировать и регулировать такое состояние, можно использовать следующие методы:

  1. Отвлечение – произвольное переключение внимания. Его необходимо применять при напряженной работе, которая вызывает отрицательные мысли или эмоциональное возбуждение.
  2. Самоприказ – сознательное побуждение себя к выполнению сложных заданий, создание внутреннего состояния уверенности в успех.
  3. Регуляция дыхания – повторение сочетаний глубокого вдоха с последующим продолжительным выдохом. Это способствует улучшению вентиляции легких и насыщению крови кислородом.
  4. Сосредоточение внимания – воспитание в себе способности в важный момент сосредотачивать свое внимание только на интересующем вопросе или проблеме.
  5. Мышечное расслабление – снятие не только психического, но и физического напряжения. Его цель – добиться расслабления мышц и достижение состояния спокойствия.

Однако, ввиду особенностей развития детей с РДА далеко не все эти методы будут подходить для работы. Самым доступным будет являться метод отвлечения. При этом важно знать, какое из его занятий будет способствовать снятию напряжения и отвлечению. Как правило, здесь используются стереотипные игры ребенка, в которых он чувствует себя безопасно.

Еще один возможный метод – мышечное расслабление. Если ребенок доверяет взрослому, можно использовать легкий массаж рук или ног. Перед тем, как к нему приступить, обязательно нужно спросить ребенка, не против ли он. Однако, если прикосновения вызывают еще больший стресс, следует рассказать или показать ребенку, как можно выполнить упражнения самому, ведь как известно, они ориентируются на ощущения, идущие от своего тела и очень часто сами прибегают к стимуляции тех или иных рецепторов. Также можно включить расслабляющие упражнения в игру, где ребенок будет повторять движения за взрослым, следуя его инструкциям. Важно помнить, что их нужно предъявлять четко, без метафор и сравнений.

Помимо вышеперечисленных методов, можно использовать приемы и техники арт-терапии. Наиболее приятными для ребенка будут техники изо-терапии и музыко-терапии, т.к. это входит в круг их интересов, и, как известно, дети с РДА проявляют себя неплохими художниками.

Материалы для изо-терапии лучше всего выбирать вместе с ребенком, ведь именно он будет творить. Это может быть и акварель, и гуашь, и пальчиковые краски, и любые другие материалы. Помимо непосредственного снятия нервно-психического напряжения, рисование и творчество будут способствовать развитию воображения, что особенно актуально в плане развития детей с РДА.

Мелодии и произведения для музыко-терапии следует также выбирать, ориентируясь на предпочтения ребенка, его реакции. В любом случае, передайте инициативу в руки ребенка, чтобы он сам выбрал и произведение, и комфортный уровень громкости. Так он сможет ощутить свою значимость и самостоятельность.

Не следует забывать, что все дети индивидуальны, и выбор способа снятия нервно-психического напряжения зависит исключительно от особенностей их психики и развития. Направления действий всегда подскажет сам ребенок, главное увидеть и услышать его.

Автор-разработчик:

педагог-психолог Костеева Е.О.