Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) являют собой неоднородную группу. Но все же в работе с такими детьми можно выделить ряд общих правил, которые помогут наладить пусть непродолжительное продуктивное взаимодействие с ребенком с РАС.

О чем надо знать, приступая к обучению ребенка-аутиста.

  1. Для ребенка с РАС очень важно ощущение безопасности. Оно кроется в повторяющихся стереотипных действиях и ритуалах, неизменной цепочке событий. Не лишайте его этого ощущения, пытаясь сломать сложившийся стереотип, напротив, попытайтесь включиться в него, придать осмысленность кажущимся бессмысленными действиям.
  2. Ребенок с аутизмом – в первую очередь ребенок, и относится к нему надо с пониманием, любовью, уважением и заботой, в которых он остро нуждается.
  3. Не стоит сразу напрямую обращаться к такому ребенку. Попробуйте наладить взаимодействие через понравившуюся ему игрушки или пособие, манипулируйте разными предметами, находясь рядом с ребенком, наблюдая за его реакцией. На первых порах общение должно происходить через мать (близкого ему человека), она должна быть максимально вовлечена в процесс обучения и воспитания.
  4. Планируя занятия, отталкивайтесь, прежде всего, от интересов ребенка. Занятия должны быть четко структурированы, этапы занятия ясны, понятны и предсказуемы для ребенка. Установленную последовательность не стоит нарушать. Не используйте в работе с таким ребенком сюрпризные моменты. Все новое вводите постепенно и очень аккуратно, избегая негативной реакции.
  5. Предлагая ребенку задание, позаботьтесь о том, чтобы ему быт понятен смысл деятельности. Ему очень важно знать, зачем он это делает, и получить определённый результат. Не забывайте о положительном подкреплении, оно должно быть разнообразным, но обязательно значимым для ребенка. Награда должна соответствовать приложенным усилиям.
  6. Уделяйте особое внимание развитию произвольности базовых психических процессов (восприятия, памяти, внимания) и непосредственно произвольности деятельности, так как у аутистов в значительной мере преобладает непроизвольный компонент.
  7. Занимаясь с ребенком, помните, что у него повышен порог чувствительности, поэтому привычные прикосновения или звуки могут быть не просто неприятны, но даже болезненны для него. Учитывайте его крайнюю сенсорную истощаемость и дозируйте нагрузку на органы чувств. Вы поймете, что ребенок пресытился по изменившемуся поведению.
  8. Ошибочно полагать, что, раз аутист не реагирует на речь, значит, он не слышит и не понимает нас. Такого ребенка очень легко обидеть неосторожным словом или негативным замечанием. Наладить контакт после этого будет практически невозможно. Относитесь к ребенку с уважением, а все обсуждения его особенностей ведите в отсутствии ребенка.
  9. Не пытайтесь уравнять ребенка-аутиста с другими детьми. Он особенный, и его нужно принять таким, какой он есть. Не стоит втискивать его в социальные рамки, помогите ребенку научиться жить среди нас.
  10. Как правило, у ребенка с РАС недостаточно сформирована речь, но даже в случае, когда ребенок может говорить, он не всегда способен объяснить, что ему требуется, что беспокоит, в какой помощи нуждается. Необходимо научиться понимать потребности ребенка по самым незначительным изменениям в поведении, не дожидаясь проявления ярких негативных реакций.
  11. Будите терпеливы. Как можно больше разговаривайте с ребенком. Объясняя задание, выполняйте его вместе, можно даже рука в руке. Информация должна быть четкой и понятной. Хорошо использовать схемы, рисунки, карты.
  12. Постоянно фокусируйте внимание ребенка на его победах и успехах, а не на поражениях и неудачах. Такие дети очень ранимы и чувствительны. Не торопите ребенка и не форсируйте события, позвольте ему двигаться в собственном темпе.

Создайте для ребенка комфортную и безопасную обстановку на занятиях, демонстрируйте ему свое приятие, и ребенок ответит взаимностью!

 

Автор – разработчик: учитель-дефектолог Гревцева О.В.