Практикум для родителей.

 Игры и упражнения для детей инвалидов и детей с ОВЗ с использованием кинетического («живого») песка.

«Живой» песок, помогает развитию мелкой моторики, воображения, мышления, релаксации, снятию тревожности. А так же позволяет  детям весело и с пользой проводить время, фантазировать, придумывать разные игры, изучать формы, размеры, счет и многое другое.

Ребенок может играть с таким материалом под присмотром взрослого,  начиная с года.

Прежде чем приступить к занятиям по пескотерапии, следует  ознакомить ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче будут правила).

Ребенку необходимо дать следующую инструкцию:

  1. Нужно беречь песчинки — не выбрасывать их из песочницы. Если  случайно песок высыпался, собери сам или покажи взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
  2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот  и бросать его в других людей.
  3. Песочная фея любит, когда у детей чистые руки. Поиграл с песком — обязательно помой руки.

Игры и упражнения с «живым» песком.

  1. Упражнение «Пишем».

Цель: развитие мелкой моторики, мышления.

Ребенок прихлопывает песок, делая ровную поверхность, с помощью зубочистки, палочки начинает писать или рисовать. Попутно так же можно учить цифры, буквы.

  1. Упражнение «Больше – меньше».

Цель: развитие мелкой моторики.

Ребенок строит башни, куличики, шарики разных размеров из песка. Затем раскладывает их по величине.

  1. Игра «Учимся считать». 

Цель: обучение порядковому счету.

Взрослый вместе с ребенком делает из песка несколько кучек, в одной из них прячет небольшую игрушку. Ребенку надо найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «в четвертой слева». Затем роли меняются, ребенок прячет игрушку и подсказывает, как ее найти.

Для усложнения увеличиваем количество кучек.

  1. Игра «Карта сокровищ». 

Цель: освоить рисование карт-схем, развитие пространственного мышления и воображения.

Взрослый вместе с ребенком рисует на листе формата А4 карту-схему, где обозначены различные дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Затем ребенок без помощи взрослого строит песочную композицию, используя ранее нарисованную карту. Когда все будет готово, ребенок отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах на песке и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В конце игры ребенок ищет предметы в песке, используя карту сокровищ.

  1. Упражнение «Дождик».

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Взрослый предлагает устроить необычный песочный дождик, а затем подуть как ветер. Ребенок медленно, а затем быстро высыпает песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

  1. Упражнение «Необыкновенные следы».

Цель: развитие воображения, тактильной чувствительности.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Скачут зайцы» — кончиками пальцев ребенок стучит по поверхности песка, прыгая как зайчик, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными, а затем напряженными пальцами  делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, подражая движениям насекомых (можно полностью погрузить руки в песок, встречаясь с руками родителя — «жучки здороваются»).

  1. Упражнение «Отпечатки».

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Взрослый делает на песке опечатки различных предметов (геометрических фигур, зверей), задача ребенка узнать, что это за фигуры.

  1. Игра «Угадай-ка».

Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

Ребенку предлагается, используя фигурки киндер-сюрприза построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». Затем он рассказывает, что у него получилось. После выполнения  задания ребенок вместе со взрослым сочиняют сказку.

  1. Игра «Общее слово».

Цель: умения классифицировать предметы по заданным признакам, развитие памяти, внимания.

Ребенку предлагается построить в песочнице волшебный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает только диких животных и строит картину на песке. Взрослый предлагает ребенку посмотреть и запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Потом ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись должен сказать, что изменилось на песке, то есть, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу классифицировать овощи и фрукты, мебель, транспорт и так далее. В конце игры ребенок сочиняет сказочную историю.

  1. Игра «Что в песке?»

Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.

Взрослый показывает несколько игрушек, спрашивает у ребенка, как называются эти игрушки. Затем предлагает ему отвернуться от песочницы, а сам закапывает одну из них в песок. По сигналу взрослого, что все готово, ребенок поворачивается и отгадывает, какая именно игрушка зарыта в песок. Игра повторятся, но количество игрушек увеличивается.

Автор-разработчик:

педагог-психолог Евсюкова Мария Александровна

 СКАЧАТЬ Практикум для родителей в электронном варианте (doc/docx)

Запись на индивидуальную консультацию по телефону: 22-03-53