Детское воровство — это проблема, которую игнорировать нельзя. Многие родители стараются ее не замечать и первоначально оправдывать. А зачастую просто не знают, как правильно себя вести. «Если ситуация безвыходная, выходи через вход» — говорит народная мудрость. Зная причины воровства ребенка, можно благополучно с этим явлением бороться.

Причины детского воровства.

  1. Непреодолимое желание обладать. Подобная ситуация чаще всего встречается у дошкольников, так как еще не сформирована система морально-этических принципов.
  2. Ребенок не может себя контролировать (клептомания). Ребенок может взять чужое, понимая, что это плохо, но не может справиться с собой.
  3. Ребенок нуждается во внимании. Самой распространенной причиной детского воровства является эмоциональная пустота и недостаток внимания. Совершая заведомо плохой поступок, ребенок знает, что маму вызовут в школу, поведут к директору и будут говорить о нем, поругают в классе, поставят на контроль и снова будут говорить о нем, даже присматривать. Пусть и негативное, но все-таки внимание!
  4. Ребенок хочет иметь контроль над своей жизнью («карманные деньги»). Дети прекрасно понимают, насколько они слабы и зависимы. Они не могут принимать важных решений в жизни, что вызывает протест. «Карманные деньги» — это ежедневное самостоятельное решение, как распорядиться небольшой суммой денег, что позволяет достичь некоторого компромисса.
  5. Давление со стороны. Этот вариант предполагает криминальную причину проблемы, если ребенок попал в поле внимания асоциальных подростков, его запугивают и вымогают деньги.
  6. Способ самоутверждения. Ребенок хочет поднять свой авторитет и завоевать расположение значимых сверстников. Он может украсть, чтобы угостить всех шоколадками и обратить на себя внимание, завести друзей. Если же ребенок попадает в компанию, где сверстники воруют (например, вещи из магазина), то чтобы получить определенный статус и признание в этой компании, он вынужден идти на кражу «ради престижа», или на слабо, «на спор».
  7. Удовлетворение пагубных наклонностей. Если ребенок курит, ему постоянно нужны деньги на покупку сигарет. И конечно же он не может получить их от родителей открыто.

Приемы и методы коррекции.

При совершении ребенком кражи меры воспитательного воздействия родителей должны учитывать причину проступка и придерживаться единого алгоритма:

  1. Проведите доверительную беседу. Подробно обсудите ситуацию, выявите причины.
  2. Обозначьте свою позицию и дайте отрицательную оценку действиям ребенка «Ты поступил плохо, это называется кража, так поступать нельзя».
  3. «Хвалим при всех, ругаем наедине». Говорите с ребенком о проступке наедине и в спокойной обстановке.
  4. Убедите ребенка вернуть украденную вещь. То, что случилось, уже не изменить, но нужно поступить справедливо и признать вину.
  5. Не возвращайтесь к произошедшему событию в своих дальнейших беседах. Ведь у вас нет цели сформировать чувство вины? Сильные негативные переживания приведут лишь к тому, что ребенок будет скрывать от вас дальнейшие проступки.

 

Что делать?

  1. Если ребенок хочет иметь контроль над своей жизнью («карманные деньги»).

Получение ребенком «карманных денег» в действительности оправдано, но есть важный момент, который необходимо учитывать. Должен ребенок их «зарабатывать» или получать просто так? Если родитель осуществляет подкрепление хорошего поведения через финансы, то существует опасность, что ребенок перестанет что-либо делать бесплатно и переведет ваши отношения с личных на денежные. Подросток должен понимать, что вы выдаете ему деньги не для того, чтобы подкупить или откупиться, а потому что считаете его достаточно взрослым и помогаете ему учиться принимать самостоятельное «взрослые» решения, планируя свои траты.

  1. Если ребенок нуждается во внимании.

Очень важно быть в непрерывном, эмоциональном, понимающем контакте с ним. Наблюдайте за эмоциями ребенка, научитесь делиться своими и формируйте общие: вместе читайте, играйте, смотрите, обсуждайте, рассказывайте о своем детстве, спрашивайте о его интересах, гуляйте, целуйте, путешествуйте. Вы сможете открыть для себя внутренний мир своего ребенка и дать ему веру в то, что он вам не безразличен.

  1. Если это способ самоутверждения.

Необходимо работать с низкой самооценкой и несформированностью навыков общения. Поговорите с ребенком о том, что такое «дружба», как ее обрести и сохранить. Объясните, как можно завоевать авторитет положительными способами, не ущемляя свои права и достоинства. Всеми возможными способами поднимайте авторитет ребенка в кругу семьи и друзей. Устройте семейный праздник или пригласите друзей ребенка и обязательно оказывайте ему уважение публично. Хвалите, подчеркивайте способности и таланты, это позволить поднять самооценку ребенка.

  1. Если это желание обладать понравившейся вещью.

Ваша задача состоит в том, чтобы формировать моральные нормы: понятия «своё» и «чужое», «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Научите ребенка отстаивать, защищать свои собственные вещи от посягательства. Обязательно расскажите о чувствах человека, который лишился любимой вещи и о том, что его надо пожалеть.

  1. Если это вымогательство со стороны более старших детей.

В этом случае родители должны защитить своего ребенка, выяснить все обстоятельства, привлечь к решению этой ситуации учителя и администрацию школы, пресечь любые попытки запугивания и шантажа, научить ребенка правильно себя вести в подобной ситуации.

  1. Если это клептомания (болезнь).

В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

 

Общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей определяется причиной поведения ребёнка, но какой-бы она не была важно помнить — это крик о помощи!  Главное – не отворачивайтесь от ребенка, не «клеймите», дайте шанс все исправить, а если понадобиться, то дайте второй шанс и ВЕРЬТЕ в него.

 

Автор-составитель: педагог-психолог Семерникова Н.А.