Откуда появляется такое поведение? Конечно, из семьи. Родители мало внимания уделяют своим детям. Иногда за целый день на ребенка не обращают никакого внимания. Телевизор, телефон, компьютер – вот вам и общение. Родители все общение сводят только к формальным фразам: «Что получил?», «Как дела в школе?». Но если вдруг ребенок набедокурил, его начинают ругать, то есть заметили. «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, нужно сделать то, что они запрещают» – так думают дети сначала осознано, а затем это закрепляется в поведении на долгие годы, а то и на всю жизнь. Лучше такое внимание, чем никакого!

Обратите внимание на то, кому Вы больше делаете замечаний? Конечно же, тем школьникам, которые плохо себя ведут. Установлено: чем меньше внимания ребенку уделяют родители дома, тем больше вероятности, что в школе возникнут проблемы с поведением. Школьники всякими способами будут стараться привлечь к себе внимание учителя и одноклассников. Эти дети своим поведением показывают взрослым, что они просто хотят быть замеченными, но не знают, как добиться приемлемым способом.

Как же вести себя учителю? Какими способами добиться того, чтобы поведение на привлечение внимания не повторялось? Учитель может воздействовать на таких учеников разными способами:

Главное необходимо уделять максимум внимания тем учащимся, которые ведут себя хорошо и минимум – которые ведут себя плохо. Благодарите учеников, пишите имена примерных учащихся на доске, делайте поощрительные записи в дневнике.

  • Игнорируйте демонстративное поведение.
  • Используйте только взгляд и никаких слов. Пристально посмотрите на ученика, и он задумается, что пора бы и меру знать.
  • Встаньте рядом с учеником без слов и контакта глаз. Школьник начинает понимать, что он делает что-то не то.
  • Вставляйте в объясняемый материал имя ученика. Ученик получит минимум внимания со стороны учителя и начнет слушать, что объясняют.
  • Используйте жесты. Приложите палец к губам и скажите «Тсс».
  • Делайте письменные замечания. Если Вы проводите урок, где будет ученик с поведением, направленным на привлечение внимания, запаситесь записками с одинаковым содержанием.

Например, «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь». Ничего не говорите, а просто кладите записку на парту перед ребенком, который уж очень сильно разошелся.

  • Доведите до предела выходку ученика. Если ребенок роняет карандаш, попросите его еще уронить пятьсот раз и поднять.
  • Присоедините весь класс к выходке. Оля стучит по парте ручкой. Предложите всему классу взять ручки, и постучать по партам три-пять минут. Оля не получает к себе внимания со стороны учителя, потому что стучит со всеми вместе и теряет интерес к данному занятию.
  • Делайте неожиданные действия.(включите свет в классе, выключите, начните говорить тихим голосом, измените голос, временно прекратите вести урок и т.д.).
  • Отвлеките ученика:
  • задавайте прямые вопросы типа: «Витя, о чем я сейчас говорила?», «Что ты думаешь об этом?»
  • попросите об одолжении: отнести тетрадь в учительскую, принести мел и т.д.
  • переключите внимание на другой вид деятельности, например, освободить парты от учебников, достать другие учебники и т.д.
  • Меняйте учеников местами. Если нарушителя дисциплины отсадить от зрителей, то он успокаивается. Может такое внимание со стороны учителя окажется вполне достаточным.

Действуйте, не опускайте руки!