Прежде всего, педагог должен знать: если ребёнок с нарушенным слухом попал в  класс,  то уровень его подготовки соответствует требованиям массовой школы. Об этом свидетельствует заключение  ЦПМПК. В познавательной деятельности такого ребёнка может быть гораздо меньше проблем, а в плане общения и умения вступать в контакт с окружающими он будет нуждаться в помощи взрослого. Важно выяснить   уровень сформированности  умений и навыков ребёнка, чтобы правильно  организовать учебный процесс и общение со сверстниками.

В сурдопедагогике (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, М.И.Никитина, М.Л.Любимов, К.И.Туджанова и др.) выделяют  характерные особенности понимания слабослышащими детьми речи:

  • недостаточное овладение звуковым составом слова;
  • ограниченность словарного запаса;
  • непонимание переносного смысла выражения.

Говоря об  аномальном  развитие  ребёнка с нарушенным слухом, нужно отметить, что речь его искажена, грамматический строй нарушен.

Для создания положительного микроклимата  в классе  педагогу нужно  провести  подготовительную беседу с детьми и их  родителями, другими учителями, работающими в классе. Лучшим способом формирования  толерантного  отношения  всех участников образовательного процесса  к слабослышащему ребёнку и его семье может стать  систематическая совместная деятельность, организованная классным руководителем. Такой подход позволит повысить статус слабослышащего ребёнка в коллективе одноклассников.

Если учащийся с нарушенным слухом уже  зачислен  в  класс, то для  успешного освоения данным ребёнком общеобразовательной программы   необходимы изменения в  способах подачи  информации в связи с первостепенным  значением  для таких детей зрительного восприятия.  В этом случае наиболее эффективны наглядно-вербальные  приёмы  работы:

  • использовать на уроках предметы, картинки, муляжи,  слайды, учебные фильмы (желательно с субтитрами);
  • при работе с текстами  прибегать к  демонстрации действий и созданию наглядных ситуаций;
  • для развития речи необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него.

Возможны  изменения в  учебном плане:

  • изменение сроков прохождения;
  • индивидуальный подбор формы выполнения задания, его организации;
  • итоговой аттестации и демонстрации результатов.

Необходимые изменения должны  отражать индивидуальные нужды учащихся (важно учесть  мнение самих учащихся) и включены в индивидуальный образовательный план.

  Организация учебного процесса должна проходить с  чередованием  занятий и физкультурных пауз.

Речь педагога должна быть чёткой,  простой и в нормальном темпе (не надо кричать).  Нужно  дублировать сказанное, особенно если это  касается чего-то важного: правил, инструкций.  Перед выполнением  любого задания ребёнку  даётся инструкция. При  этом ему необходимо видеть лицо говорящего, чтобы воспользоваться навыком чтения информации не только на слух, но и «чтением»  с лица.

Для  формирования   у обучающегося навыка планирования  последовательности  выполнения задания, желательно, чтобы ребёнок повторил  инструкцию. Это даст возможность учителю выяснить уровень понимания задания учащимся  и избавит от потерянного учебного  времени.

Такой обучающийся нуждается в  в  копии  конспекта урока по изучаемой  теме.

Для эффективности  работы по выявлению уровня учебных навыков, возможно использование  листов  с упражнениями, которые требуют минимального заполнения (упражнения с пропущенными словами/предложениями), при оснащении класса ИКТ:  компьютерные программы «Фраза», «Игры с Тигрой»  и др.

Оценивая поведение ребёнка правомерно ориентирование  на позитивное и игнорирование незначительных поведенческих нарушений.

При подведении итогов и оценке деятельности учащегося   использовать индивидуальный подход в соответствии с успехами и затраченными усилиями. Так, если ребёнок плохо справляется с тестовыми заданиями в конце урока, а весь урок был активен, давал правильные ответы, то  оценивать  положительные моменты урока.  Акцентировать внимание учащегося на хороших оценках. Учитель может давать возможность пересдачи работы, с которой  ученик не справился.

Педагогу   необходимо владеть знаниями  о поведенческих особенностях детей с нарушенным слухом, которые указывают на переутомление, чтобы не допустить  негативных  ситуаций.

Главное в работе педагога, в классе которого есть ребёнок с ОВЗ –  любить его и не акцентировать внимание на особенностях развития, понять ребёнка и  протянуть ему руку помощи. И тогда все учащиеся класса будут успешны, а учитель счастлив.

 

Автор-разработчик:

учитель-дефектолог Котюхова Татьяна Петровна

СКАЧАТЬ  Рекомендации  в электронном варианте (doc/docx)

Запись на индивидуальную консультацию по телефону: 22-03-53