В настоящее время система специализированных учебных заведений для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) претерпевает значительные изменения. Сокращается число таких организаций. Зато набирает силу система образования, в которой главенствует идея равенства и объединения всех детей с учетом их индивидуальных особенностей – идея инклюзивного обучения.

В инклюзивной школе учитель играет главенствующую роль, и здесь на первый план выступает человеческий фактор. Педагог инклюзивной школы должен быть профессионален и тактичен, гибок и креативен, терпелив и неравнодушен.

Учитель включается в рамки  взаимодействия «учитель-ребенок-родитель». И в процессе взаимодействия возникает ряд проблем, обусловленных:

— неприязненным отношением к детям с ОВЗ;

— неготовностью учителя к реализации специальных подходов к обучению;

— отрицанием идеи инклюзивного обучения;

— неприятием со стороны остальных детей и их родителей ребенка с ОВЗ.

Все это приводит к возникновению трудностей адаптации ребенка с ОВЗ к условиям инклюзивной школы, возникновению конфликтных ситуаций и нарушению взаимодействия внутри класса.

Для преодоления указанных трудностей учителю необходимо организовать работу по направлениям:

— учитель – «особый ребенок»;

— учитель – родители;

— одноклассники  – «особый ребенок».

 

Особенный ребенок. Проблемы и пути решения.

  • Учитель – «особый ребенок».
  1. Проблема: учитель не знает специфики развития ребенка с теми или иными нарушениями, не владеет специальными методами и приемами обучения.

Пути решения: посещение специализированных курсов повышения квалификации, самостоятельное изучение проблемы и получение информации путем обмена опытом с коллегами и родителями. А также изучение медицинской документации ребенка с целью выявления индивидуальных ограничений, соблюдение которых необходимо для поддержания здоровья ребенка!

  1. Проблема: учитель не понимает поведения ребенка и не может выработать стратегию поведения и общения. Привычные методы не дают желаемых результатов, и педагог приходит к выводу, что ребенок не способен обучаться совместно с классом. К ребенку возникает негативное отношение или даже антипатия, пропадает желание учить его.

Пути решения: изучение медицинской документации, педагогической и психологической характеристик, беседы со специалистами (дефектологами, логопедами, психологами), родителями. Это позволит выявить индивидуальные особенности ребенка и наладить с ним продуктивное взаимодействие.

  1. Проблема: учитель относится к ребенку с чрезмерной заботой, умаляя его способности и тем самым снижая планку достижений ребенка. Ребенок не реализует в полной мере свои возможности и постепенно теряет интерес к учебе, у него не формируется ряд личностных качеств, делающих человека успешным.

Пути решения: беседы со специалистами и изучение сопроводительной документации с целью определения зоны актуального и ближайшего развития, подбор адекватных методов, приемов работы и определение содержания программного материала. Ведение динамического наблюдения за развитием и обучением ребенка совместно со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.

  1. Проблема: учитель не может принять и понять некоторые избирательные интересы ребенка или увлеченность его какой-либо идеей, в том числе адекватной. Попытка ограничить ребенка приводит к негативным поведенческим реакциям, и учитель теряется в этой ситуации.

Пути решения: использование интересов и увлечений ребенка для налаживания с ним контакта, вплетение в канву учебного материала и внеурочной деятельности тех идей и направлений, которые наиболее значимы для него, тем самым создавая дополнительные стимулы к учебе.

  1. Проблема: учитель не знаком с системой оценивания ребенка, который обучается по адаптированной программе, и ожидает конкретных результатов. Если ребенок не достигает этих результатов, то учитель начинает испытывать чувство бесполезности от своей работы, неуверенности в своей компетентности или начинает считать ребенка безнадежным.

Пути решения: ориентирование не на результат, а на процесс обучения. Дети с ОВЗ, как правило, усваивают программу медленнее и не в полном объеме. Необходима адаптация программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Оценить результативность обучения поможет систематическое динамическое наблюдение: стоит сравнивать достижения ребенка не с тем, как должно быть, а с тем, как было раньше.

  1. Проблема: появление в классе «особого ребенка» требует от учителя дополнительного напряжения сил и эмоционального напряжения, дополнительных временных затрат. Присовокупляются новые обязанности. Учитель испытывает негативные чувства, не понимая, для целей своей работы и не имея возможности прогнозировать результат. Тем самым возможен перенос негативного отношения на самого ребенка.

Пути решения:  беседы учителя с психологом и другими учителями, имеющими положительный опыт работы с «особыми детьми».

 

  • Учитель – родители.

Одной из важнейших задач работы в классе, где есть «особый ребенок», является работа с родителями, как этого ребенка, так и остальных детей, обучающихся в классе.

  1. Проблема: родители боятся негативного отношения со стороны сверстников и учителей к «особому ребенку», начинают проявлять чрезмерную тревожность, «следить» за обстановкой в классе. Возможно появление надуманных претензий и жалоб со стороны родителей на отношение к их ребенку.

Пути решения: беседа родителей с психологом и учителем, обсуждение страхов и опасений, выработка единой линии поведения в отношении ребенка.

  1. Проблема: родители ведут себя отстраненно, негативно, а порой и агрессивно реагируют на вопросы о ребенке, стараются не находиться в стенах школы больше отведенного времени, избегают общения.

Пути решения: вовлечение родителей в совместные дела класса, сначала вне группы, индивидуально, постепенно увеличивая круг общения. Организация общения родителей в рамках совместных интересов.

  1. Проблема: родители ожидают, что обучаясь в обычной школе вместе со всеми, ребенок подтянется и «излечится», поэтому предъявляют к учителю неадекватные требования, не понимают, почему ребенок так медленно учится.

Пути решения: беседы с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом об особенностях развития ребенка,  способах его обучения и воспитания, ведение дневника наблюдений, где фиксируются успехи и достижения ребенка.

  1. Проблема: родители не могут помочь ребенку в обучении и чувствуют себя беспомощными. Как результат, родители опускают руки и не участвуют в образовательном процессе, демонстрируют деланное равнодушие.

Пути решения: обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, способам организации рабочего пространства, подачи учебного материала. Периодическое консультирование по поводу выполнения домашнего задания. Проведение круглых столов и лекториев среди родителей по обмену опытом. Подготовка тематических памяток для родителей.

  1. Проблема: родители учеников негативно относятся к тому, что в классе ребенок с «особенностями».

Пути решения: беседы с родителями о современных тенденциях развития системы образования, обсуждение положительных и отрицательных сторон инклюзии, которые видят родители. Педагог должен объяснить, что люди с ограниченными возможностями и инвалиды живут среди нас, от них не стоит прятаться и ограждать своего ребенка от общения с «особыми детьми». Необходимо настроить родителей на то, что им следует своим положительным примером показывать ребенку, как надо относиться к ближнему, объяснять, что у некоторых детей серьезные проблемы со здоровьем, поэтому им надо помогать. Такие дети не хуже и не лучше обычных детей, но они имеют свои особенности, которые нельзя не учитывать, но, может так сложиться, что именно эти особенности станут их сильной стороной и приведут к успеху.

 

  • Одноклассники – «особый ребенок».
  1. Проблема: одноклассники не проявляют инициативу в общении с «особым ребенком» или игнорируют его попытки наладить контакт.

Пути решения: педагог должен своим примером давать образец общения, демонстрируя доброжелательность, положительное отношение к детям. Учитель должен стать достойным примером для подражания, глядя на который ученики будут становиться лучше. Не стоит давить на детей, навязывая им дружбу с кем бы то ни было. Это лишь вызовет протестные реакции. Действуйте мягко и ненавязчиво, отмечая даже минимальный положительный сдвиг. Можно использовать примеры из жизни, литературные примеры, кинофильмы, к которых раскрывается проблема общения внутри неоднородного детского коллектива.

  1. Проблема: ученики не знают, как взаимодействовать с «особенным» ребенком. Испытывают чувство неуверенности и страха, что сделают что-то не так.

Пути решения: давайте детям задания для совместного выполнения или возлагайте несложные обязанности по классу. Организуйте работу в группах. Назначьте того, кто будет лидером в группе, помогите разделить обязанности между детьми, с учетом сильных сторон каждого ученика. Таким образом,  у учеников растет уверенность в собственных силах и появляется возможность проявить себя, показать с лучшей стороны. Еще одним способом решения этой проблемы может быть проведение ролевых игр, в процессе которых дети смогут обыграть различные проблемные ситуации, взглянуть на себя со стороны и ответить на многие вопросы. Допустимо использовать прямое обучение общению с детьми с ОВЗ, а можно предложить кому-то из одноклассников взять шефство над «особым» учеником.

  1. Проблема: в классе складываются ненормальные отношения между обычными учениками и «особым» ребенком, в результате которых детям может быть причинен вред.

Пути решения: в такой ситуации следует действовать незамедлительно и решительно, привлекать к решению проблемы родителей (законных представителей) учеников, психологов и других специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Педагог обязан сохранить здоровье детей и создать для них благоприятные условия обучения и воспитания.

 

Несомненно, работая в инклюзивном классе, педагог не избежит разного рода трудностей, которые не исчерпываются описанными выше. Но оптимистическое и позитивное отношение к процессу инклюзивного образования поможет учителю их преодолеть!

 

Автор – разработчик: учитель-дефектолог Гревцева О.В.