Задержка психического развития (ЗПР) – это неравномерное развитие отдельных познавательных функций из-за функциональной  незрелости отдельных мозговых структур.

В основе ЗПР лежат три основных фактора:

— частичная недостаточность отдельных познавательных функций;

— эмоционально-волевая незрелость;

— нарушение умственной работоспособности.

Для коррекции и устранения этих факторов используются различные приемы. Один из которых – игровой.  Использование  дидактических игр и упражнений для развития интеллектуальных способностей детей с ЗПР очень велико.

Еще К.Д.Ушинский отмечал, что учебный материал дети легче усваивают во время игры. Поэтому занятия в игровой форме – одна из основных задач успешного обучения и воспитания малышей.

Дидактические (обучающие) игры и упражнения становятся более интересны и содержательны для ребенка, если в них присутствует игровой момент: загадки, соревнования, сюжет, элементы ожидания и неожиданностей, использование сказочных персонажей.  Необходимо не только выполнять дидактические задачи и правила, но и заботиться о том, чтобы игра была занимательной и интересной.

Игровые приемы – основные приемы, используемые в развитии интеллектуальных способностей детей с ЗПР. Они повышают познавательную активность детей, стимулируют развитие внутренней мотивации, снижают утомляемость, формируют интерес к познавательной деятельности, помогают ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Прежде чем проводить игру с ребенком, нужно помнить что:

  • Необходимо доступно объяснить ребенку, что он должен делать.
  • При необходимости оказать помощь.
  • Создать ситуацию успеха и поощрить за выполнение задания.

Предлагаю вам примерные игры и упражнения для детей с ЗПР, которые можно использовать в домашних условиях. Они просты и понятны детям. Выполняя их, можно развить многие психические процессы.

 

  1. Дидактическая игра «Кто что любит?»

Данная игра развивает познавательные способности, речь, мелкую моторику.

Из картона вырезать круг и расчертить его на сигменты (10-12 шт.). В каждый сигмент наклеить картинки с изображением пищи для животных. На бельевые прищепки наклеить картинки с изображением животных.

Ребенку предлагается «накормить» всех животных (назвать животное и прикрепить прищепку к изображению на круге). Необходимо заметить, что все свои действия ребенок должен сопровождать речью.

Например: кошка любит рыбу; медведь любит малину.

 

  1. Дидактическая игра «Назови одним словом»

Ребенку предлагаются картинки с изображением диких или домашних животных, птиц, насекомых, мебели, посуды, одежды и т.д. Предлагается задание: назвать предметы одним словом.

Например: это домашние животные; это посуда.

Если ребенок успешно справляется с заданием, игру можно усложнить. Ребенку зачитываются слова (без картинок) и он должен назвать их одним словом.

Например: огурец, помидор, лук, морковь – это… овощи; платье, брюки, носки, пальто – это… одежда.

Для детей старшего возраста игру можно изменить. Дать обобщающее понятие и предложить назвать конкретные предметы, относящиеся к нему.

Например: дикие животные — … волк, лиса, медведь, заяц; зимующие птицы — … голубь, синица, воробей, ворона.

  1. Дидактическая игра «Классификация»

Ребенку предлагается набор картинок с изображением предметов или сами предметы. Рассмотрите их вместе с ребенком и попросите разложить по определенному признаку.

Например: выбери картинки с изображением фруктов, домашних животных;

выбери фигуры только круглой формы, квадратной формы;

выбери фигуры только красного цвета, синего цвета,  назови их.

Вариант с усложнением: выбери фигуры только квадратной формы, желтого цвета.

Очень хорошо использовать для этой игры учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша».

  1. Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Для этой игры подойдут любые игрушки, в которые любит играть ваш ребенок. Вместе с ребенком организуйте в игровом уголке «Магазин игрушек». Разделите роли: вы — покупатель, ребенок – продавец. Попросите ребенка «продать вам игрушку», опишите, какая она.

Например: я хочу игрушку круглую, резиновую, красного цвета; ее можно катать, бросать, подбрасывать…

Ребенок должен найти эту игрушку и назвать ее. В дальнейшем ролями можно поменяться.

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель этой игры: развитие мыслительных операций через тактильные ощущения.

Ребенку предлагается на ощупь определить, что лежит в мешочке. Это могут быть различные предметы: муляжи овощей или фруктов, игрушечная посуда, геометрические фигуры или тела.

Для усложнения игры можно предложить ребенку описать данный предмет.

Например: это предмет овальной формы, твердый, шероховатый; это огурец.

  1. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Ребенку предлагается ряд картинок, дается задание найти лишнюю и объяснить свой выбор.

Например: кошка, собака, белка, корова.

Лишняя белка, потому что это дикое животное, а кошка, собака и корова – домашние животные.

  1. Игровое упражнение «Если бы…»

Это упражнение способствует развитию высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования.

Ребенку предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы всегда была зима или лето», «Если бы ты встретился с жителями другой планеты» и т.д.

  1. Игровое упражнение с использование ТРИЗ «Хорошо — плохо»

Упражнение позволяет развивать воображение, синтез, анализ, умение доказывать свое мнение.

Перед ребенком ставится проблема. Например: дождь – это и хорошо и плохо.

Ребенок должен доказать, почему дождь – это и хорошо и плохо.

Пример ответа № 1: дождь – это хорошо, потому что он поливает растения и все будет хорошо расти;  дождь – это плохо, потому что нельзя гулять.

Пример ответа № 2: мороженое – это и хорошо и плохо.

Хорошо: мороженое вкусное и его можно кушать, когда жарко.

Плохо: нельзя съесть много мороженого, потому что можно заболеть.

Включайте свою фантазию и у вас все получится.

  1. Игровое упражнение «Отвечай быстро»

Упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение характеризовать кого-либо или что-либо, развивает воображение.

Произносится фраза, ребенок четко продолжает ее.

Например: косолапый, бурый, неуклюжий … медведь;

старый, кирпичный, двухэтажный … дом;

вкусный, алый, сочный … арбуз.

  1. Игровое упражнение  «Бесконечная цепочка»

В эту игру можно играть даже просто гуляя на улице. Она помогает развивать воображение, сообразительность, формирует активный словарь ребенка. Правила игры очень просты. Ребенку задается любой вопрос и из ответа ребенка формируется следующий вопрос.

Например: какой снег? – белый – а что еще бывает белым? – молоко – что можно приготовить из молока? – молочный суп – какой еще бывает суп? – рыбный – а где живут рыбы? – в воде – и т.д.

Надеюсь, что игры и упражнения, предложенные мною, помогут в решении ваших проблем.

Помните, ЗПР – это не приговор. Все зависит от вас, от вашей готовности помочь ребенку.

Играйте и у вас все получится!

 

 

Автор-разработчик:

учитель-дефектолог Грицищук Елена Борисовна

СКАЧАТЬ Игры и упражнения для детей с ЗПР  в электронном варианте (doc/docx)

Запись на индивидуальную консультацию по телефону: 22-03-53