Задержка психического развития (ЗПР) – неравномерные нарушения отдельных психических функций, незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Умственная отсталость (УО) — недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, социальных способностей.

Задержка (ЗПР) и умственная отсталость (олигофрения) имеют огромную разницу. Если поставить неправильный диагноз — можно искалечить всю жизнь ребёнку.

Умственная отсталость (УО) не исчезает бесследно, это необратимый процесс, ребенка можно лишь очень хорошо адаптировать к жизни и труду. Мозг УО пострадал глобально, задеты все высшие психические функции: память, внимание, мышление, воображение, эмоционально-личностная сфера.

ЗПР – обратимый процесс. У ребенка с ЗПР лишь частично поражены структуры головного мозга и не настолько глубоко. Ребенок обучаем. Если ребенок будет систематически заниматься с педагогом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, то он не только догонит сверстников, но и сможет поступить в ВУЗ.

Для определения отклонения в развитии у ребенка (ЗПР или УО) необходимо рассмотреть уровень развития его психических процессов.

Познавательные интересы

Задержка психического развития Умственная отсталость
Особенностью познавательных интересов является низкий уровень познавательной активности, проявляющийся  неравномерно во всех видах психической деятельности (низкая мотивация). Слабо выражена потребность в познании.

Восприятие

Задержка психического развития Умственная отсталость
Отклонения в развитии восприятия те же что и УО, но не так  грубо   выражены.

Недостаточность и замедленность восприятия, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире.

Недостаточная скорость восприятия учебного материала

Узость объема восприятия: одновременное удержание большего числа объектов, при рассеянности внимания.

Характерен последовательный пересказ текста, стараются понять смысл.

Необходим длительный период для приема и переработки сенсорной  информации.

Зрительные ориентиры:

— рассматривают, но упускают детали, не выделяют существенные признаки;

— затрудняются в узнавании предметов, зашумленных картинок;

— путаются в написании.

 

Нарушение обобщенности восприятия, его замедленный темп.

С трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и т.д. Малая дифференцированность процесса восприятия. Замедленный темп узнавания, путание сходных букв, цифр, предметов, звуков, слов и т.д.

Узость объема восприятия: выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, нарушение избирательности восприятия.

Трудности восприятия пространства и времени, что мешает хорошо ориентироваться в окружающем.

Поздно начинают различать цвета.

Мышление

Задержка психического развития Умственная отсталость
Отклонения в развитии мышления те же что и УО, но не так  грубо   выражены.

Недостаточность словесно-логических операций.

При предъявлении задания в наглядно-действенном плане, качество его выполнения значительно улучшается.

Имеют достаточную способность к обобщению.

После принятия помощи оказываются в состоянии выполнить предложенное задание на близком к норме уровне (при анализе и описании объекта, имеющего 20 признаков: ЗПР — 6-7; УО — 4-5; норма — 12. После помощи: ЗПР — 10-11; УО — 5-6; норма — до 20)

Не сформированы операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации.

·  Бессистемно проводят анализ предметов, пропуская ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части.

Устанавливают лишь зрительные свойства объектов (величина, цвет).

При анализе предметов выделяют общие свойства, а не их индивидуальные признаки.

·  Затруднен синтез предметов из-за несовершенства анализа.

Не устанавливают связи между предметами, затрудняются составить представление о предмете в целом.

·  В операции  сравнения — не умеют выделить главное в предметах и явлениях, проводят сравнение по несущественным признакам, а часто — по несоотносимым.

Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся.

·  Некритичность мышления, невозможность самостоятельно оценить свою работу.

Часто не замечают своих ошибок, не понимают своих неудач, и довольны собой, своей работой.

·  Сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления.

Начинают работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Память

Задержка психического развития Умственная отсталость
Отклонения в развитии памяти те же что и УО, но не так  грубо   выражены.

Страдают все виды памяти.

Отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания.

Недостатки во всех видах запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного.

Трудности в запоминании, как наглядного, так и (особенно) словесного материала.

Лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно-воспринимаемые признаки.

Внутренние логические связи осознаются и запоминаются трудно.

Поздно формируется  произвольное запоминание.

Преимущество преднамеренного запоминания выражено не так  ярко.

Трудности в воспроизведении информации (главное отличие от нормы).

Бессистемный характер воспроизведения.

Незрелость восприятия (неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит к ошибкам в воспроизведении, особенно словесного материала).

Опосредованная смысловая память слабо развита.

Характерно эпизодическая забывчивость (связанна с переутомлением нервной  системы из-за общей ее слабости).

Очень часто наступает состояние охранительного торможения.

Внимание

Задержка психического развития Умственная отсталость
Отклонения в развитии внимания те же что и УО, но не так  грубо   выражены.

Нестойкое внимание, пониженная  переключаемость.

Малая устойчивость.

Трудности распределения внимания.

Замедленная переключаемость.

Сильно страдает непроизвольное внимание, однако недоразвита именно его произвольная сторона, то есть дети не пытаются преодолевать трудности, если не получается сразу бросают работу. Но если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.

УО не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. Отмечается частая смена объектов внимания.

Воображение

Задержка психического развития Умственная отсталость
Отклонения в развитии воображения те же что и УО, но не так  грубо   выражены. Фрагментарность, неточность и схематичность.

Речь

Задержка психического развития Умственная отсталость
Отклонения в развитии речи те же что и УО, но не так  грубо   выражены.

Ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь.

Запаздывание формирования речи.

Устная речь удовлетворяет потребностям повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя, но речь в целом смазанная, недостаточно отчетливая, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата.

Дети при слабой технике чтения всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо к повторному чтению (без указания учителя).

Позже, чем в норме, возникает период детского «словотворчества», затягивается период использования в речи «неологизмов».

Недостатки в развитии речевой деятельности. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая.

Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи.

Наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в  речевом общении.

Нет желания понять прочитанное, пересказ непоследователен и нелогичен.

Полное отсутствие периода детского «словотворчества».

Учебная деятельность

Задержка психического развития Умственная отсталость
Несформированность навыков учебной деятельности.

Не умеет ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, не удерживают условие задачи.

Но у них выше обучаемость , лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.

Несформированность навыков учебной деятельности.

Недоразвитие целенаправленности деятельности.

Трудности самостоятельного планирования  собственной деятельности. Не ориентируются в ней, не руководствуются конечной целью. соскальзывает на действия, производимые раннее. Не соотносят получаемые результаты с поставленной задачей, не могут правильно оценить ее решение.

Эмоционально-волевая сфера

Задержка психического развития Умственная отсталость
Отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы те же что и УО, но не так  грубо   выражены.

Незрелость эмоций, слабость воли.

Эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития, напоминает структуру детей более младшего возраста. Замедленный темп ее созревания.

Повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости.

Адекватные эмоциональные реакции (ЗПР конституционного происхождения).

Недоразвитие эмоций.

Нет оттенков переживания.

Неустойчивость эмоций.

Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами. Переживания неглубокие, поверхностные.

Эмоциональные реакции бывают неадекватны источнику.

Повышенная эмоциональная возбудимость быстро сменяется выраженным эмоциональным спадом (эйфория, дисфория, апатия).

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость. В работе предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. Отсюда, в волевых действиях подражание и импульсивные поступки.

 

Автор-разработчик:

педагог-психолог Стебенева Наталия Викторовна

СКАЧАТЬ  Практикум для родителей и педагогов в электронном варианте (doc/docx)