В семейной жизни не исключено возникновение конфликтов и разногласий и зачастую они успешно преодолеваются. Но бывает и так, что  недопонимания между двумя людьми доходит до такого состояния, что чувства уже не в состоянии решить сложившуюся ситуацию. В таком случае единственным выходом становится  развод. В России сегодня по статистике Росстата распадается около 50% семей и большинство из них это те семьи, где муж и жена прожили в браке от 5 до 9 лет. Это немалый срок и в таких семьях уже есть дети.

Даже если супруги расстаются по обоюдному желанию и все сделали «цивилизованно», то все равно оба испытывают разочарование, боль утраты, растерянность.

Как же тогда чувствуют себя дети? Как утверждают детские психологи, родительский развод для ребенка находится на втором месте по стрессовости после смерти кого-то из родителей. Поэтому развод родителей послужит поводом для серьезного стресса для неокрепшей нервной системы малыша и окажет губительное воздействие на его дальнейшее полноценное развитие и становление личности.

Давайте в этой статье рассмотрим, как именно влияет развод на поведение и развитие детей на каждом возрастном этапе и какие нужно предпринять меры, чтобы сгладить тяжелые последствия семейной трагедии.

 

Влияние развода родителей на детей в зависимости от их возраста

 

Ребенок в возрасте до 3 лет

Ребенок до 3 лет отличается тем, что только начинает знакомиться с миром, а потому остро нуждается в ощущении безопасности и стабильности. Именно родители дают ему это ощущение. За время совместного проживания, ребенок привыкает  к обоим родителям, как картине его мира и если вдруг из этого мира исчезает  близкий человек, который больше не будет  приходить с работы, играть и говорить с ним, то он ощущает потерю и теряет чувство стабильности. Однако до 3 лет ребенок не умеет выражать свои чувства и эмоции вербально (то есть словами), а потому он начинает демонстрировать то, что чувствуют, через  поведение.

Поведение ребенка при разводе родителей.

  1. Капризы, раздражительность, плаксивость (как правило, кратковременные). Помимо собственных переживаний, в этот период ребенок очень сильно чувствует маму и ее эмоции. Если мама в подавленном состоянии, часто плачет, сильно переживает из-за развода, то ребенок это почувствует и отразит подобные чувства.
  2. Расстройства сна, трудности с засыпанием. У ребенка может начаться бессонница, а в некоторых случаях, наоборот, необычно долгий сон. Такие расстройства через некоторое время проходят, если семейная ситуация будет достаточно стабильной и общение с другим родителем не прервется.
  3. Возникновение различных страхов и фобий. Это могут быть конкретные образы или же навязчивый страх остаться в одиночестве. Ребенок требует, чтобы кто-то из взрослых всегда был рядом. Дети до трех лет, обладают развитым воображением и могут представить себе ситуацию, что другой родитель также бросит их и они останутся совсем одни. Объясните малышу, что мама всегда рядом. При дальнейшей спокойной жизни и постепенном восстановлении нервной системы приступы паники и страха пройдут.
  4. Пристрастия к собственным вещам, игрушкам. Может возникнуть ситуация замещения своих чувств к родителям любовью к различным игрушкам и другим вещам.
  5. Снижение познавательной активности или повышенная гиперактивность. Низкая познавательная активность это отсутствие интереса в познании мира и предметов вокруг него, низкая эффективность в выполнении развивающих заданий, снижения необходимого уровня сосредоточенности. Если вы наблюдаете такие признаки у своего малыша, будьте бдительны, ведь от познавательной активности ребенка в значительной мере зависит успешность интеллектуальной деятельности в будущем.

 Другая крайность — чрезмерная активность. Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью ребенка, беспокойством и суетливостью. Могут появиться многочисленные постоянные движения, которые он вовсе не замечает.

 

Ребенок в возрасте  3- 5  лет

Этот период определяется тем, что дети формируют свой уникальный мир и верят, что родители всегда будут рядом, чтобы защитить их, если в этом возникнет необходимость.

Зарубежные исследователи пришли к выводу, что для ребенка данной возрастной группы развод родителей — это ломка устойчивых понятий о семейной структуре и  конфликт между привязанностью к родителям.

Поведение ребенка при разводе родителей.

  1. Затруднение в формировании образа идеального партнера для девочки. Для детей этого возраста наибольшую значимость приобретаетродитель противоположного пола (эдипова фаза). Ребенок испытывает к нему скрытое и невинное сексуальное влечение и формирует понятие идеального партнера в будущем. Если отец маленькой девочки в этот период ее развития оставляет семью, то она испытывает глубокое чувство покинутости. Такие девочки в будущем  выбирают не самых лучших мужчин, ведь им не с кем сравнивать своего партнера, а страх  остаться одной и нелюбовь к себе, толкают их в объятия к первому встречному по принципу «хоть кому-то я должна быть нужна». Именно такая неразборчивость и потребность в любви может привести к ранним сексуальным отношениям. В такой ситуации крайне сложно построить благополучные отношения.

Другой крайностью может стать то, что девочка пронесет обиду на «коварный мужской род» через всю жизнь.

  1. Самообвинение и чувство вины. Ребенок в силу своего возраста не может понять реальную причину развода родителей, а потому «назначает» себя виноватым «Папа ушел, потому что я плохой», «Мама уехала, потому что ее не слушалась». Это особенно часто бывает у детей, задавленных родительской опекой и контролем.
  2. Агрессивное поведение или замкнутость и тревожность. Горечь утраты может проявляться в озлобленности ребенка, его обидчивости, неуправляемости. Он понимает, что изменить ничего не может и ищет выход своим эмоциональным порывам, что проявляется в агрессивном поведении.

  Замкнутые и тревожные дети внешне  производят впечатление благополучия своей  услужливостью и скромностью. Но если вы заметили подобные качества в чрезмерном виде у своего ребенка, поговорите с ним — внутри может быть целая гамма негативных переживаний. Подобные внутренние переживания негативно отражаются на самооценке ребенка, могут стать причиной низкой социальной активности и формирования ряда комплексов.

  1. Затрудняется процесс идентификации своей половой принадлежности у мальчиков. В пятилетнем возрасте начинается процесс половой идентификации, поэтому в этот период особую роль играет наличие в жизни мальчика именно отца. Ребенок копирует в его поведении различные половые характеристики. Психологи отмечают, что у мальчиков, которые были лишены отцовского воспитания, недостаточно развиты мужские качества, а в поведении доминируют женские черты характера. Воспитанные без отцов мальчики менее целеустремленны, инициативны и уравновешенны. У них труднее развивается способность управлять своим поведением. В будущем им гораздо труднее выполнять свои отцовские обязанности.

 

Ребенок в возрасте 6 — 12 лет

В этом возрасте дети многое понимают, но от этого становится обычно только хуже. Развитый интеллект и психика могут породить неприятные психологические нарушения. Психология ребенка этого возраста отличается проявлениями черно-белой морали, то есть чрезвычайной полярностью.

На этом этапе ребята стараются найти для себя внешние источники для  укрепления чувства собственного достоинства. Немного отдаляясь от семьи, они все же неустанно наблюдают за родителями, и общение с ними по-прежнему важно для будущих подростков.

Поведение ребенка при разводе родителей.

  1. Страх за свое будущее, отчаяние. Очень часто развод воспринимается ребенком как крах всей его жизни. Он плохо представляет себе свою дальнейшую жизнь, а это порождает страхи и неуверенность в себе. Дети разведенных родителей чувствуют себя обманутыми и неспособными что-то изменить. Они могут себя неадекватно вести себя, грубить, прогуливать занятия, плохо учиться. Поймите, что это крик о помощи. Проявите терпение и выдержку, чтобы помочь ребенку пережить расставание
  2. Отсутствие мотивации успеха. Конечно же, находясь в подавленном состоянии и страхе за свое будущее, ребенок не способен мыслить позитивно. У него пропадает мотивация к успеху, стремление и новым достижениям. Ребенок равнодушен к учебе, выполняет учебные задания без усердия и интереса, что приводит к плохой успеваемости в школе. Не упустите момент, помогайте ребенку, будьте по возможности рядом и научите его не опускать руки.
  3. Чувство отверженности. Дети, как правило, переживают развод как обиду и отказ родителей от любви к ним. Ребенок чувствуют себя лишним. Сравнивая себя с другими, он воспринимает себя менее ценным и любимым, чем его сверстники. У него возникает чувство, что он не такой, как остальные. Преданность ребенка своей семье и моральный запрет на обсуждение и осуждение своих близких ограничивает его возможность поделиться с другими своими переживаниями и тем самым усиливает его изоляцию.
  4. Депрессия. Изменяется поведение и настроение ребенка. Он становится замкнутым, молчаливым, в его высказываниях слышна горечь и обреченность, большую часть времени проводит у себя в комнате, не общается с другими людьми, теряет интерес и мотивацию к ранее любимым занятиям.

Ребенок от 13 и старше

Душевная травма, полученная после развода родителей, у подростков проявляется иначе, чем у детей других возрастных групп. Наиболее тяжело развод родителей переживают именно подростки. Этот кризис лучше пережить без ненужных травм.

  1. Конфликты с родителями, нарушение дисциплины. Подросток не будет реагировать спокойно на известие о том, что его привычный мир рушится. Осознание своей второстепенности, беспомощности, невозможности что-то изменить приводит к печали и ярости. Эта ярость может быть направлена либо на обоих родителей, либо на одного из них. Обвинение начинается с осознания того, что личные отношения родителей важней, чем отношение к ребенку.
  2. Ассоциальное (преступное) поведение. Для мальчиков этого возраста характерны нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома, мелкое хулиганство. Все это не что иное, как стремление компенсировать недостаток родительской любви и привлечь внимание любыми возможными средствами.
  3. Конфликты со сверстниками. Повышенная чувствительность и восприимчивость ребенка после развода, может провоцировать возникновение конфликтных ситуаций с друзьями и одноклассниками. Ему может казаться, что над ним смеются и хотят задеть и потому он остро реагирует на любые замечания и реплики в свой адрес. Так   проявляется чувство внутренней незащищенности и страх («я не такой как все», « я никому не нужен», «меня никто не любит»). Все это не улучшает его авторитет в глазах сверстников и только добавляет проблем. В дальнейшем, он попросту озлобляется.
  4. Ломка устойчивых понятий о семейной структуре, представления о верности, любви. В этот период подросток задумывается о романтической любви, и как пример развития отношений видит ее крушение. Это рождает тревожность. Они сталкиваются с фактом, что тоже могут пережить измену, оскорбление или уход близкого им человека. Подростки могут разувериться в любви, избегать близких отношений и обязательств. Искажается представление ребенка о том, какой должна быть семья и в будущем он начинает меньше ей дорожить. Ему трудно развить в себе навыки позитивного разрешения конфликтов с противоположным полом.
  5. Формирование псевдомужского поведения у мальчиков. Существует проблема жестокости подростков, выросших без отца. Под мужским поведением они могут понимать умение возвыситься за счет более слабого, унизить зависимого, авторитаризм в отношениях, бескомпромиссность и жесткость как проявление силы. Лишенные положительных примеров мужского поведения, отношения к людям и любви к себе, подростки могут не различать мужское и псевдомужское поведение.
  6. Снижение школьной успеваемости. Переживая боль, разочарование и неудачи в семье и со сверстниками  подростку трудно сосредоточиться на школьных занятиях. Он  начинает плохо учиться и терпит очередную неудачу.
  7. Самоуничижение. Если один из родителей уходит из семьи, то у ребенка возникает представление, что он нелюбим, и это ущемляет чувство собственного достоинства. А тут еще возникает ситуация когда в связи с переживаниями, организацией быта, поиска дополнительных доходов внимание к ребенку оставшегося родителя ослабевает. Это наносит дополнительный  вред чувству самоуважения ребенка. Организуйте досуг ребенка посещением секции, что позволит ему не чувствовать себя одиноким и позволит самореализоваться.

 

Таким образом,  оптимального возраста детей для развода не существует. Что существует, так это более или менее удачные условия, которые следовало бы создать для того,  чтобы сделать возможным дальнейшее благополучное их развитие.

 

Как избежать травмирования ребенка при разводе? Поведение родителей.

Главной задачей родителей в период развода всем своим  поведением показать ребенку, что его страхи и опасения напрасны. Дайте ребенку почувствовать, что его мир, несмотря ни на какие обстоятельства «не перевернулся». А это значит своими высказываниями и поведением внушить ребенку уверенность в том, что мама и папа остаются досягаемыми, что он все еще любим и имеет право любить сам.

Поэтому, чтобы максимально сгладить постразводные переживания своего ребенка необходимо сделать следующее:

  1. Поговорите с ним спокойно и откровенно. Объясните понятными ребенку словами:
  • что произошло и почему, никого не обвиняя. Употребляйте местоимение «мы»: «Мы с папой решили», «Мы посоветовались и хотим тебе сказать»;
  • с кем он будет проживать;
  • что оба родителя у него по-прежнему есть, только они теперь всего лишь живут в разных домах.

Говорите с ребенком до тех пор, пока он нуждается в этом. Дайте возможность малышу свободно обсуждать проблему развода и с мамой, и с папой.

  1. Не запрещайте ему видеться с другим родителем. Маме и папе необходимо прийти к согласию по вопросу посещения ребенка отцом. Многие мамы считают такие встречи нежелательными, но важно понять: необходимо уважать бывшего супруга как отца своего ребенка даже если  у вас есть причины ненавидеть его как мужчину. Обсудите с бывшим супругом как и когда он будет общаться с ребенком, в чем принимать участие в процессе воспитания. Для малыша очень важна регулярность таких встреч. Не показывайте ребенку свою неприязнь от их общения, не вмешивайтесь в их отношения.
  2. Сформируйте в сознании ребенка позитивный образ отца. Конечно, нередко бывает и так, что после развода мужчина не стремится видеть своего ребенка. Прекратившееся общение больно ударит по ребенку как двойное предательство, а  если вы еще начнете это подчеркивать «Он не приходит к тебе, ты ему больше не нужен» и комментировать его «неправильное поведение», формируя образ «плохого отца» ребенку будет еще тяжелее. Ребенок переживет это легче, если не будет испытывать обиды по отношению к отцу.
  3. Научите ребенка противостоять давлению сверстников. Заранее обсудите с ребенком, как он будет отвечать на вопросы сверстников: «Где твой папа?». В ситуации потери родителя ребенок чувствует себя униженным, не таким как все. Дети из неполной семьи часто оказываются под нравственно-психологическим давлением со стороны детей из полных семей. Научите его без смущения реагировать на замечания своих сверстников, чтобы избежать развития  чувства неуверенности в себе, озлобленности и агрессивности
  4. Помогите ребенку проработать все негативные чувства.  Чтобы он быстрее адаптировался к переменам в вашей семье, вместе играйте и рисуйте.

Дети  не всегда могут точно выразить свои чувства словами, поэтому предложите ребенку поиграть. Возьмите его любимую игрушку и предложите сочинить сказку. Вы сможете понять переживания ребенка через ее сюжет и взаимодействие героев. Попросите его озвучить чувства каждого персонажа. Такой перенос своих ощущений на куклу помогает ему снять остроту личных переживаний.

Предложите ребенку цветными карандашами нарисовать свои чувства (страх, гнев, отчаяние), например,  «Нарисуй свой страх». Повторяйте эту процедуру каждый день и вскоре картинки станут более оптимистичными и яркими.

  1. Сохраните привычный образ жизни ребенка и семейный уклад. Постарайтесь сделать так, чтобы в жизни ребенка мало что изменилось. Сохраните традиции и семейный уклад. Если вы в связи с разводом переехали в другой район, не забирайте его из садика или школы, в которые он ходил. Сохраните стабильный круг общения и интересов малыша, пусть для ребенка после развода все течет в привычном ритме. Не надо осложнять ситуацию еще и трудностями адаптации.
  2. Создайте атмосферу единства и поддержки. Наполните ваш совместный досуг какими-то общими ритуалами, например, вечерние чаепития или воскресные пикники на природе. Семейные традиции очень сближают, дают чувство сплоченности и защищенности. Постарайтесь компенсировать мужскую роль в воспитании ребенка другими мужчинами (дедушкой, братом, дядей, крестным, тренером и т.д). Расширьте представление о семье, включая туда близких родственников, поддерживайте с ними контакт.
  3. Примите помощь специалистов. При необходимости посетите психолога. Специалист сможет побеседовать с ребенком и выяснить его страхи и тревоги, поможет родителям осмыслить собственное поведение и понять, какое влияние оно оказывает на ребенка. Это позволит в дальнейшем правильно выстроить вашу линию поведения.

 

Чего не надо делать!

  1. Обсуждать при ребенке детали предстоящего развода и раздела имущества. Все вопросы, касающиеся развода и имущества, выясняйте в зале суда или тогда, когда ребенка не будет дома. Став свидетелем такого разговора ребенок начинает рассуждать: «Как они могут говорить о квартире и машине сейчас, когда рушится наша семья?». Это принесет ему чувство обиды или сформирует неправильные установки на будущее о том, что материальное будет важнее духовного.
  2. Плакать, устраивать истерики в присутствии ребенка.Выброс ваших негативный чувств при ребенке усиливает его переживания. Ведь сейчас он переживает за себя, а потом начнет переживать и за вас тоже. К его боли добавиться ваша боль. Если вам захочется порыдать, отправляйтесь к подруге, к маме, к психотерапевту. Там можно без проблем и поплакать, и пожаловаться на бывшего мужа.
  3. 3. «Делить» ребенка. Стараясь подчеркнуть свою любовь и первостепенную значимость для малыша, мама начинает задаривать его подарками, папа делает то же самое, а ребенок мечется между ними. Со временем он понимает вою выгоду от подобного положения вещей,  пользуется ситуацией и в дальнейшем вырастает эгоистом и манипулятором, которому все должны.

 Но бывает и так, когда родители в приступах ревности напрямую заставляют малыша отвечать на вопрос: «Кого ты больше любишь?» Такой вариант развития событий приводит к чувству вины и неуверенности. Не манипулируйте его чувствами, ребенок любит обоих родителей одинаково. Примите это!

  1. Жить иллюзиями. Мать верит, что дети не переживают. В действительности же, чрезвычайно важно дать своему ребенку возможность выражать свои чувства, говорить с ним о его переживаниях.
  2. «Раскрывать глаза на отца». Многие матери считают, чтобы ребенок перестал страдать, ему необходимо разлюбить отца. Именно поэтому нужно рассказать и показать ребенку, какой отец плохой.

Но существует и другой мотив подобного поведения. Мать, обманутая  супругом, ждет неукоснительной «верности» от своих детей и всякое проявление ими любви к отцу переживается ей как жестокое предательство.

  Разрушая образ отца, мать сама того не понимая разрушает центральную часть отождествления мальчика! Ведь у мальчика на основе своего представления об отце строится представление о самом себе как о будущем мужчине.

У девочек, обиженная женщина может сформировать негативное отношение ко всем мужчинам и установку, что семья и брак – это опасно. С подобным настроем практически невозможно создать нормальную семью в будущем. Нельзя воспитывать дочь в атмосфере мщения всем мужчинам за обиды, причиненные бывшим мужем.

  1. Отодвигать свои личные потребности. «Самоотверженная мать» говорит своему ребенку: «Теперь всю свою любовь, время и силы я буду отдавать только тебе». Не только не говорите так, но даже и не думайте. Любящая мама старается своей чрезмерной любовью и заботой компенсировать отсутствие папы. Такое поведение вредит ребенку, так как сдерживает его инициативу и способствует формированию подверженной постороннему влиянию личности.  Защищая его от и попадания в «неприятные ситуации» мать оказывает ему «медвежью услугу». Не имея опыта преодоления  трудностей, ребенок вырастает эмоционально ранимой, несамостоятельной и эгоистичной личностью. Когда ребенок  подрастет, он взбунтуется против такой гиперопеки, а мать испытает разочарование: «Я тебе всю жизнь посвятила!»

7. Назови дядю папой! Со временем, не исключайте возможность создания новой семьи с другим мужчиной. Однако не ждите, что ребенок и отчим сразу же полюбят друг друга, не требуйте называть его папой. Даже если будущий отчим будет ласков и терпелив, то первоначально реакция неприятия со стороны ребенка вполне естественна. Не ругайте его за это, но вместе с тем четко дайте понять, что у ребенка нет права накладывать запрет на ваши отношения с мужчинами и они неизбежны. Со временем, обретя чувство защищенности  и уверенности в завтрашнем дне,  малыш успокоится. Существует  немало примеров, когда отчим становился для приемного ребенка пусть не родным человеком, но мудрым наставником и интересным другом.

 

Наилучшим вариантом развития событий, к которому должны стремиться разведенные супруги является ситуация, когда оба родителя научились принимать и уважать друг друга как отца (мать) своего ребенка, преодолели обиду и эмоциональный негативизм. Заключение договора о полноправном участии каждого из супругов в воспитании ребенка станет надежным средством профилактики негативных последствий развода как для ребенка, так и для бывших супругов.

 

Автор-составитель:  педагог-психолог  Семерникова Н.А.