Уважаемые родители, педагоги, если Вы хотите укрепить психофизическое здоровье своих детей, обратите внимание на такой метод оздоровления как хромотерапия.

Цветотерапия (хромотерапия) — это       один       из       видов      терапии, который сегодня очень популярен.

Научно обоснование цветотерапевтического метода появилось в начале XX века.

Хромотерапия – это профилактическое воздействие на организм человека с помощью света и цвета.

Известно, что свет представляет собой электромагнитные волны разной длины, от которой, собственно, и зависит цвет. Таким образом, все цвета имеют свое излучение, несущее ту или иную информацию.

Мы воспринимаем цвет с помощью зрения, впитываем его через кожу, мышцы и кости, вызывая в организме целый ряд изменений.

По мнению психологов, пристрастие к определенному цвету, может рассказать о характере и темпераменте человека.

Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди определяли воздействие цвета на физическое и эмоциональное состояние человека.

Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он не только радует, но и вызывает раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. А еще цвет возбуждает или успокаивает нервную систему, нормализует физиологические процессы, обмен веществ, психическое и физическое здоровье, повышает сопротивляемость организма, иммунитет, подавляет аппетит, создает ощущение тепла или прохлады.

Иными словами, цвет оказывает на нас психоэмоциональное воздействие.

 

Показания и противопоказания к хромотерапии

Область показания хромотерапии достаточно обширна. Хромотерапия полезна не только здоровому человеку, но и тем, кто страдает:

— депрессией и частыми стрессами;

— бессонницей, хроническим недосыпанием;

— нервными расстройствами;

— внезапными приступами паники;

— расстройствами биоритмов в связи с длительными переездами.

Также хромотерапия помогает решить проблемы функционирования органов пищеварения, сердечно-сосудистой и кровеносной систем, выпадения волос, аллергии.

Противопоказания для хромотерапии минимальны и в основном представляют собой ограничения на воздействие тех или иных цветов при некоторых заболеваниях.

Гипертоникам, например, следует избегать красного цвета, а страдающим от депрессий – синего, серого, черного. 

Больным эпилепсией противопоказано длительное время смотреть на мигающий свет.

Методы хромотерапии

В практике существует довольно много методов хромотерапии, Выделим основные из них.

Люминесцентная хромотерапия – воздействие на организм цветными световыми лучами, которые образуются при прохождении белого света через разнообразные цветовые фильтры. Данный метод хромотерапии снимает стресс, снижает депрессию, уменьшает посттравматические боли, улучшает память.

Визуализация  – продолжительное рассматривание предметов определенной цветовой гаммы или изображений, длительность которого зависит от формы, вида, степени заболевания.

Молекулярная терапия – воздействие на организм цветным светом, где в качестве фильтра выступает какое-либо вещество (гомеопатические средства, гели, мази и пр.).

Медитация с цветом — один из древнейших способов восстановления равновесия и гармонии в организме, самоисцеление.

Цветотерапия помещения — освещение помещения необходимой цветовой гаммой. Для этого используются лампы различного цвета, свечи в подсвечниках с разноцветным стеклом, ванны, души, бассейны с цветовой подсветкой.

Цветовая организация интерьера – специально подобранные цвета обоев, плитки, паркета, штор, ковровых покрытий, мебели, оборудования и пр.

Цвета одежды – подбор цветовой гаммы одежды, исходя из психического, эмоционального и физического состояния человека.

Цветная пища – присутствие разнообразной пищи, содержащей большое количество витаминов. Согласно древним индийским учениям, сам цвет содержит в себе микроэлементы и минералы.

Цветные камни, кристаллы — восстановление баланса в той части тела, которая болеет и находится в дисгармонии со всем организмом.

Очки для цветотерапии – ношение очков с цветными линзами, преобразующими дневной свет в цветной.

 

Психологические свойства и влияние различного цвета при хромотерапии

Важно понимать, что воздействие цвета на организм при хромотерапии вполне объективное. Это означает, что один и тот же цвет будет одинаково действовать на детей с разными цветовыми предпочтениями и генетическим фоном.

Необходимо помнить! Цвета соотносятся с телом, интеллектом, эмоциями и сохранением гармонии между ними.

Цвет имеет как положительные, так и отрицательные психологические свойства. Позитивные цвета формируют хорошее настроение и вызывают у детей положительные эмоции.

Цветовой спектр Психологическое свойство Влияние на организм
Красный Символизирует поток жизненной силы, радость энергию, лидерство, смелость, физическую силу, теплоту, а также сигнал опасности.

Положительная характеристика: вызывает активацию эмоционального состояния, мужественность и возбуждение, восторженное настроение, дает энергию, уверенность в себе.

Негативные воздействия: вызывает волнение, беспокойство, усиливает нервное напряжение, повышает уровень тревоги и враждебности, агрессию.

Повышает активность не только у холерика, но и у флегматичного ребенка.

Повышает артериальное давление и внутриглазное давление, частоту пульса и дыхания; активизирует нервную систему; расширяет кровеносные сосуды; увеличивает мускульную систему; помогает в процессе регенерации язв и гнойничков на коже; лечит ветряную оспу, корь, скарлатину; улучшает работу эндокринной системы и обмен веществ, а также стимулирует иммунитет.
Синий или голубой Символизирует интеллект, ум, общение, доверие, спокойствие, долг, рационализм и логику, порядок, силу воли, внутреннюю собранность и ответственность,

Положительная характеристика: воздействует на восприятие времени и пространства, снимает напряжение, обладает гипнотическим, завораживающим действием, способствует проявлению духа коллективизма.

Негативные воздействия: холодность, отсутствие эмоций и закрытость.

Синий цвет усиливает флегматическую составляющую характера.

Снижает головную боль; уменьшает частоту дыхания, ослабляет пульс; снимает чувство боли, мышечное напряжение;  оказывает тормозящее действие на нервную систему, расслабляет и успокаивает, вплоть до утомления, усталости;  активизирует щитовидную железу.

Синий цвет  используют  при бессоннице, кровотечениях, расстройствах сердечно-сосудистых заболеваниях, варикозном расширении вен, при всех воспалительных заболеваниях.

Желтый Символизирует эмоциональные силы и творческие способности, уверенность в себе, оптимизм, уважение.

Положительная характеристика:  вызывает ощущение тепла, спокойствия, внутренней гармонии, стабильности, поднимает настроение, повышает активность, усиливает внимание, концентрацию, пробуждает стремление к порядку.

Негативные воздействия: иррациональность, эмоциональная нестабильность, тревога и уязвимость.

Однако на психику ребенка желтый цвет негативного проявления практически не оказывает.

Положительно влияет на умственную активность, тонизирует и помогает интеллектуальной деятельности; вдохновляет и стимулирует нервную систему, поджелудочную железу, обладает тонизирующим свойством; повышает устойчивость и остроту зрения, увеличивает скорость зрительного восприятия; применяется при лечении возрастных изменений кожи. 

Однако в большом количестве желтый цвет может утомлять.

Зеленый Символизирует свежесть, равновесие, гармонию, любовь к миру, природе, спокойствие, самодостаточность.

Положительная характеристика:  концентрирует внимание, повышает уверенность в своих силах, придает  смелость, восстанавливает силы, здоровье, успокаивает, снижает раздражительность, создает ощущение отдыха.

Этот цвет комфортен для обучения и воспитания. Делайте акцент на зелёном цвете, если хотите пробудить в ребенке желание учиться, развиваться и любознательность.

Негативных воздействий  практически не имеет. Однако, замкнутому ребенку, с признаками интроверта,  зеленого цвета лучше избегать.

Нормализует артериальное и внутриглазное давление, уменьшает частоту пульса и дыхания; снижает  головные боли, уменьшает мускульное напряжение; положительно влияет на работу сердца, обладает болеутоляющим действием; повышает работоспособность; восстанавливает организм при простудных заболеваниях, нарушениях обмена веществ, болезнях позвоночника; лечит нервные и психопатические расстройства;

повышает остроту зрения; оказывает слабое гипнотическое действие.

Также рекомендуется при всех болезнях глаз, диабете, язвах, опухолях.

Фиолетовый Символизирует духовное развитие, роскошь, правду, достоверность.

Положительная характеристика: вызывает расслабление.

Негативные воздействия: подавление эмоций, замкнутость.

Лечебно воздействует при нервных и психических заболеваниях, болезнях печени, почек, мочевого и желчного пузырей, а также для усиления циркуляции лимфы; смягчает и успокаивает кожу. 
Оранжевый Символизирует солнце,  огонь, теплоту, чувственность, безопасность, изобилие, страсть, пытливость ума.

Положительная характеристика

вызывает ощущение благополучия, жизнерадостности и веселья, психоэмоциональной устойчивости, укрепляет волю человека, ведет к физической выносливости, создает тонизирующий эффект, положительно  влияет на настроение. 

Негативные воздействия: чувство легкомыслия и незрелости, фривольности, Кроме того, следует помнить, что при длительном воздействии оранжевый цвет вызывает у ребенка нервное перевозбуждение, головную боль и головокружение. Рекомендуется застенчивым детям, склонным к ипохондрии, а также имеющим чувствительную нервную систему.

Усиливается деятельность нервной и вегетативной системы; ускоряется кровообращение, пульс и частота дыхания учащаются незначительно; повышается трудоспособность, мускульная сила; стимулируются физиологические процессы;  улучшает процессы пищеварения, повышает аппетит, помогает при бронхите, астме, заболеваниях сердца; оказывает омолаживающие действия на человека,

приводит все системы организма в норму.

Розовый Символизирует детство, безмятежность, спокойствие, любовь, женское начало, чувственность.

Положительная характеристика: вызывает романтические чувства, нежность и сентиментальность, ощущение защищенности, спокойствия, снимает раздражительность и агрессивность.

Негативные воздействия: эмоциональная клаустрофобия, физическая слабость, легкомысленность.

Избыточное количество розового цвета может отрицательно воздействовать на меланхоликов.

Оказывает релаксирующее и расслабляющее влияние; избавляет от головной боли; успокаивает нервную систему; положительно воздействует на работу зрительных органов, слух, эндокринную систему и иммунитет.

Розовый цвет применяют при недостатке кальция в организме.

Серый Символизирует психологическую нейтральность, равнодушие.

Негативные воздействия: депрессия, апатия, неуверенность в себе.

Отрицательно воздействует на психоэмоциональное состояние, истощает нервную систему, приводит к депрессии.
Черный Символизирует тайну, утонченность, гламур, эмоциональную безопасность, профессионализм, тоску, протест, отрицание внешнего мира.

Положительная характеристика: влияет на человека, изменяя его, наводит на размышление и осмысление, позволяет отдохнуть, в некоторых случаях дает позитивный настрой.

Негативные воздействия: холодность, угроза, подавленность, депрессия, угнетенность и неуверенность в себе.

Использовать с осторожностью.

Для детей такой цвет противопоказан.

Вызывает сильное угнетающее и тормозящее действие организма; отрицательно влияет на нервную систему, приводит к симптомам депрессии.
Белый Символизирует свет, чистоту, стерильность, гигиену, невинность, холодность, ясность, простоту, удачу, добро.

Положительная характеристика: вызывает искренность, торжественную чистоту, безукоризненность, ощущение ясности.

Негативные воздействия: неспособность к эмоциональной привязанности, незащищенность.

Использовать с осторожностью, так как у детей белый цвет усиливает чувство незащищенности.

Влияет на центральную нервную систему; снимает напряжение; расслабляет, очищает организм от шлаков.

 

Коричневый Символизирует землю, материализм, серьезность, теплоту, защиту.

Положительная характеристика: вызывает спокойствие, придает надежность, прочность,  снимает беспокойство.

Негативные воздействия: приземленность и отсутствие чувства юмора, депрессия.

Использовать с осторожностью.

Неустойчиво воздействует на нервную систему, психоэмоциональное состояние; приводит к депрессии.

 

 

Игры и упражнения с применением хромотерапии для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

 

Игра «Цветные шарики»

На листе бумаги нарисованы цветные нити и отдельно из цветной бумаги вырезаны кружочки — «шарики».  Наклей цветные кружочки к нитям, подобрав их по цвету. Назови цвета получившихся воздушных шариков.

Игра « Угадай-ка»

На листе бумаги изображена половина предмета (фрукт, цветок, дерево, дом, животное и пр.). Дорисуй вторую часть рисунка и закрась его. Что за предмет изобразил?

Игра «А почему не так?»

Перед тобой картина, выполненная в холодной гаммой. Я положу яркий лоскуток бумаги, что нарушит целостное сочетание цветов. Найди ошибку, определи цветную гамму лоскутка бумаги и картины и объясни, почему стало некрасиво.

Игра «Дорисуй узор»

На листе бумаги нарисовано начало узора. Продли узор дальше и раскрась его.

Игра «Назови цвет предмета»

На листе бумаги изображены предметы разных цветов. Ответь на вопрос: «Какого цвета (помидор, машина, кошка)?»

Игра «Цветные друзья»

На листе бумаги нарисованы  контуры предметов. Найди среди предметов друзей красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого, коричневого цвета и раскрась их.

Игра «Личный натюрморт»

В конверте находятся карточки с цветным изображением ягод,  фруктов, овощей,  и  разных ваз, корзинок, тарелок. Достань предметы из конверта и создай свой натюрморт.

Игра «Восстанови картину»

Перед тобой  картина с  частично нарисованными предметами. Необходимо узнать предмет, дорисовывать части, которых нет, и раскрасить, используя различную цветовую гамму. 

Игра «Живая фигура» 

На карточках нарисованы геометрические фигуры, различные по размеру и цвету. Определи, на какой предмет похожа та или иная фигура, дорисуй геометрическую фигуру до предмета, оживив ее.

Игра «Праздничный стол»

Перед тобой бумажные скатерки разного цвета (зеленого, синего, красного, желтого, белого) и по 5-7 оттенков бумажных предметов посуды. Необходимо подобрать предметы посуды так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

Игра «Пейзаж»

В конверте цветные изображения растений, кустарников, деревьев и разные времена года. Необходимо выбрать кустарники, деревья, растения и составить из них пейзаж.

Игра «Сложи картину»

Перед тобой разрезная цветная картинка. Сложи картинку в единое целое и определи что изображено, а также стиль (жанр) живописи.

Игра «Мифический квадрат»

Перед тобой цветные предметы квадратной формы. Создай из квадрата какой-нибудь предмет.

Игра «Весенний вернисаж»

Вот  5 цветных картинок с изображением весенних пейзажей и своей нумерацией, а также наборы цифр до 5. Подними цифру той картинки, которую я описываю.

Игра «Чьи следы?»

Надень на 2 пальчика руки резинку с цветной мордашкой животного. Обмакни мордашку в краску соответствующего цвета. Пальчиками с крашенным  животным пройди по черному полю (черному листу бумаги). Возьми другие мордашки и проделай тоже самое.  А теперь покажи мне свое черное поле, а я отгадаю, кто из животных оставил следы.                              

Игра «Юный реставратор»

Сейчас ты будешь реставратором. Перед тобой ваза, тарелка, блюдце, графин, чашка различных цветовых оттенков. Посмотри, на предметах утрачен фрагмент росписи. Твоя задача воссоздать изделия, восстановив орнамент. А теперь сделай выставку «реставрированных» изделий.

Игра «Найди узор»

Я покажу тебе картинку, на которой изображен цветной узор. Рассмотри узор и запомни его, а также цвета, из которых он составлен.  А теперь я уберу узор, а ты найди такой же среди выложенных на столе картинок. Продолжим игру.

Игра «Самый внимательный»

Посмотри, перед тобой карточки с 12 цветами. Назови эти цвета. Отвернись. Я уберу одну карточку. Повернись. Какого цвета не стало? Молодец. 

Игра повторяется несколько раз. Количество карточек сохраняется, но каждый раз убирается карточка другого цвета.

 

Упражнение «Цветной предмет»

Назови те желтые предметы, которые тебе нравятся. При этом обязательно называй цвет. Например: желтое солнце, желтые нитки, желтый карандаш, желтый мяч. (Аналогично можно перечислить зеленые, красные, синие  предметы).

Упражнение «Посмотри и найди»

 Перед тобой 5 кукол в красивых, цветных нарядах. Посмотри, у них в одежде есть синий, красный, желтый цвет.  У какой из кукол синий рисунок на платье, желтые носочки, красный бантик, синие туфельки и т. д.

Упражнение «Сервировка»

Перед тобой зеленая скатерть и предметы разного цвета. Необходимо взять лю6ой предмет (машину, цветок, фрукт, карандаш, животное, посуду, фигурку) и положить его на скатерть, объясняя, как ты это делаешь. Например: «Я положил красный кубик на зеленую скатерть. Я поставил синий чайник на красный кубик».

Упражнение «Птицы, улетающие в жаркие страны»

Перед тобой две картинки с изображением времен года. На одной климат с холодной гаммой красок, а на другой — с теплой. Определи, какое время года изображено? А также птицы, среди которых есть перелетные. Попробуй определить, какие птицы улетают в теплые страны при наступлении осени, а какие остаются с нами на зимовку. Выбери любую из лежащих на столе птичек и положи на изображение теплого или холодного времени года. Давай проверим правильность выполнения задания.

Упражнение «Жар-птица»

Перед тобой разноцветная жар-птица. Посмотри, чего не хватает нашей птице. Верно,  у нее нет хвоста и перьев.  Нарисуй жар-птице хвост, перья. Молодец. А теперь возьми гуашь и, смешивая краски, раскрась. Вырежи хвост, перышки и приклей к жар-птице. Какая прекрасная птица у тебя получилась.

Упражнение «Радуга»

Раскрась радугу, соответствующими цветами.

Упражнение «Воссоздай предмет»

Выбери карточку с цветным изображением, положи ее на лист бумаги. Подумай, что за предмет изображен и дорисуй недостающую половину предмета.

Упражнение «Геометрические фигуры»

Перед тобой изображение различных предметов, состоящих из геометрических фигур. Найди и раскрась геометрические фигуры разными цветами.

Упражнение «Найди ошибки»

Перед тобой несколько цветных картин. Найди и назови ошибки, которые сделал художник при создании картин.

Упражнение «Веселые превращалки»

Возьми лист бумаги с изображением разноцветных клякс, геометрических фигур. Преврати кляксы, геометрические фигуры в веселые рисунки, пририсовав к ним какие-либо детали.

Упражнение «Сложные предметы»

Составь из разноцветных геометрических фигур изображение сложного предмета. Например: кошку, чайник, ромашку и пр.

Упражнение «Цветная классификация»

Перед тобой цветные кружочки. Подойди к столу,  на нем стоят предметы (фигурки, игрушки). Присвой каждому предмету свой цвет, положив около него цветной кружок. Назови предмет и его основной цвет. 

Упражнение «Мнимый вентилятор»

Представь два цветных предмета. У тебя есть мнимый вентилятор. Направь мысленно его на воображаемые предметы. А теперь расскажи и нарисуй, что получилось. Например: корабль и волны, цветы и дождь.

Упражнение «Композиция»

Перед тобой небольшие цветные бумажные рамки и лист бумаги, по которому загадочно растеклись краски. Возьми рамку и наложи ее на лист бумаги. Посмотри, какая интересная композиция получилась. Приклей рамку. Создай еще несколько композиций.

Упражнение «Клоун»

На столе цветной набор деталей для составления клоуна. Твоя задача самостоятельно создать клоуна.

Расскажи, какого клоуна ты изобразил, опиши его настроение.

Упражнение «Волшебный сон»

Звучит медленная музыка. Сядь поудобней. Сейчас Волшебник прикоснется к тебе пером, и ты уснешь. Запомни, как только ты почувствуешь прикосновение пера, сразу же закрой глаза, расслабь лицо, шею, плечи, локти, кисти рук и постарайся «увидеть» темноту: черное не6о или черную ночь.  А теперь смотри «сон». На черном фоне что-то появляется. Это может быть любой предмет, фигура, человек или воспоминание… Все, что появляется — это твой сон. А теперь медленно просыпаемся. Открой глаза… потянись… Хорошо! Расскажи, что ты увидел «во сне».

Упражнение  «Цветной сюжет»

Внимательно посмотри на картину. Выложи только те цветные кружки, цвет которых присутствует на картине.

Упражнение «Своими руками»

Перед тобой дощечка, на которую нанесен слой белого пластилина, а также  природный и строительный материал различной цветовой гаммы: камушки, цветные голыши, кусочки разноцветного фарфора, плитки, оргстекла. Вставляя в мягкий пластилин предложенный материал, составь какое-либо изображение. У тебя получилась мозаика.

Упражнение «Кубик-рубик»

Собери зеленую (желтую, синею, красную, оранжевую, белую) сторону кубика-рубика.