Воспитание детей с синдромом Дауна строится на общих принципах воспитания всех детей. Основной трудностью будет являться медленное освоение детьми с синдромом Дауна необходимых умений и навыков. Поэтому важно ориентироваться на достижения самого ребенка, а не на общепринятые нормы.

Успешность воспитания во многом зависит от информированности о возможностях ребенка. Важно знать его ограничения по медицинским показаниям (например, заболевания сердца, желудочно-кишечного тракта или снижение слуха, зрения), уровень его интеллектуального развития. Но, несмотря на ограничения, дети с синдромом Дауна хорошо овладевают механической памятью, у них развита подражательная деятельность. Все это является хорошей основой для освоения социально-бытовых навыков и поведения в различных ситуациях.

Важным условием обучения ребенка является развитие концентрации внимания, общей и тонкой моторики. Только после их развития и закрепления у ребенка следует приступать непосредственно к освоению социально-бытовых навыков. Чтобы объяснить ребенку с синдромом Дауна, что необходимо делать, нужно наглядно продемонстрировать последовательность действий или модель поведения. Особенность механической памяти заключается в многократном повторении, а кроме этого, она исключает возможность учета некоторых нюансов ситуации. Поэтому важно четко продумывать формулировку объяснения, а так же исключать ошибки, чтобы они не закреплялись в поведении ребенка. Так как предугадать все ситуации и нюансы невозможно, сформированность навыка подражания поведению позволит ориентироваться на других и найти выход в трудной ситуации.

Процесс обучения новым навыкам более успешен, если он опирается на жизненный опыт ребенка и осуществляется на положительном эмоциональном фоне. Кроме того, ребенок с синдромом Дауна нуждается в специальных условиях, например определенная высота спинки стульчика, резиновый коврик для купания и т.п. Общее правило – это учить ребенка на самом простом материале и в самых простых условиях. Ему нужны именно «уроки» самообслуживания, т.е. специально выделенное время для отработки навыка, свободное от отвлекающих стимулов и соблазнов. В процессе воспитания следует быть строгим и последовательным. Гиперопека не только не поможет, но и лишит ребенка возможности адаптироваться в обществе. Ребенок должен всегда делать то, что умеет и получать минимальную помощь в том, чему еще не научился. Не стоит делать все за него из-за собственной спешки или нетерпения – это собьет с толку ребенка и сформирует ожидание того, что за него всегда будут все выполнять.

Каждое занятие должно завершаться успехом, т.к. неудача и негативные эмоции могут спровоцировать отказ от дальнейшего обучения.

В процессе воспитания необходимо не только положительно подкреплять хорошее поведение, но и негативно фиксировать плохое. Главное – соблюдать последовательность действий и временной промежуток, т.е. наказание сразу после проступка, а не через какое-то время.

Закрепление желаемого поведения у ребенка с синдромом Дауна не происходит с первого раза. Потребуется многократное повторение прежде, чем он запомнит. То или иное самостоятельное достижение ребенка способствует не только развитию самостоятельности, но и повышает его самооценку, повышает собственный статус в семье или детском коллективе. Это побуждает его к дальнейшим усилиям и новым достижениям.

Различий в воспитании детей с синдромом Дауна от обычных детей нет. Единственное, о чем нужно помнить – это действовать совместно, придерживаясь сходных принципов и приемов воспитания, одинаково оценивая происходящее, чтобы результат приходил быстрее.

Автор-разработчик:

педагог-психолог

Костеева Елена Олеговна