На развитие речи ребенка с синдромом Дауна большое влияние оказывают особенности анатомического строения речевого аппарата, медицинские факторы, а также особенности познавательной сферы. Все это создает сложности при формировании четкого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи.

Для того, чтобы постепенно компенсировать природные дефекты развития и улучшить качество слов, занятия необходимо начинать уже с раннего детства. Оптимальный возраст для начала обучения правильной речи детей с синдромом Дауна – три года.

Практически все дети с синдромом Дауна имеют схожие черты развития речи: дефекты звукопроизношения, аграмматизмы, небогатый словарный запас. Кроме того, отмечаются нарушения координации движений дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

Одна из основных проблем развития речи детей с синдромом Дауна – значительное отставание экспрессивной стороны, т.е. они лучше понимают, чем говорят. И хотя понимание на слух тоже дается с трудом, выразить себя им еще труднее. В разговорах об окружающем пространстве или действиях, они используют такие же конструкции, что и дети с нормальным развитием, но освоение морфем (окончаний, суффиксов прошедшего времени и т.д.) происходит медленнее. В связи с этим и понимание их значения вызывает трудности.

Детям с синдромом Дауна не так тяжело понять семантическую сторону предложения или фразы, в отличие от их синтаксиса. Другими словами, ему сложно найти разницу в высказываниях: «собака бежит за девочкой» и «девочка бежит за собакой». Вероятнее всего, это связано с особенностями развития мышления.

Кроме того, отмечается более позднее появление фраз и медленный рост словарного запаса, однако, дети нарабатывают и обогащают его в течение всей жизни. Также наблюдается использование неполных слов, звукоподражаний, жестов. Фразовая речь характеризуется наличием аграмматизмов: ошибки при изменении существительных по числам и родам, ошибки согласования существительных и прилагательных. Монологическую речь дети с синдромом Дауна осваивают с большим трудом, им сложно рассказать о каком-либо событии, но они способны сделать небольшое сообщение в ответ на заданный вопрос. Им нелегко подобрать слова из своего лексикона, которые нужно использовать в той или иной ситуации, поэтому зачастую они выбирают какое-то нейтральное слово для использования в ответ на что угодно («эта штука» и т.п.).

Речь детей с синдромом Дауна определяют как невнятную, смазанную, у них часто нарушены громкость и темп речи, голос низкий, глухой и монотонный. Практически все дети искажают и пропускают слова, переставляют или усекают слоги в словах. Структура предложений менее сложная, а набор грамматических структур более ограничен.

Тем не менее, в целом дети с синдромом Дауна идут в своем развитии от односложных фраз к предложениям, которые подчиняются тем же грамматическим правилам, что и речь взрослых. Использование языка для общения дается им сравнительно легко. Имея практику и опыт, они усваивают неписаные правила (говорить по очереди, не перебивая; прощаться, когда уходят и т.д.). Дети с синдромом Дауна понимают, что существуют разные ситуации общения, поэтому по-разному общаются с младшим братом и учителем. И хотя им сложно научиться не отклоняться от темы или задавать вопросы, практика помогает им освоить и эти навыки. Большую помощь в общении им оказывают невербальные средства общения – жесты, улыбки, выражения лица.

Следует помнить, что развивая речь ребенка, не стоит предвосхищать его желания, понимая их без слов, ведь тем самым у него отпадает необходимость использования речи при общении. Нужно запастись терпением и настойчивостью, и тогда он сможет улучшить качество своей речи.

Автор-разработчик:

педагог-психолог

Костеева Елена Олеговна