Общение – одна из наиболее важных потребностей человека, которая позволяет понять как самого себя, так и окружающих. Умение общаться, налаживать контакт, умение понимать другого человека в норме закладывается и формируется уже в детстве. У детей с РДА проблема взаимоотношений с окружающими выходит на первый план. Ребенок способен усвоить коммуникативные навыки только при условии полноценного речевого общения, а у детей с РДА в 1/3 случаев наблюдается мутизм, или добровольный отказ от использования речи при сохранном слухе и отсутствии нарушений речевого аппарата. Остальные могут обладать речью, но не использовать ее как средство коммуникации. У таких детей часто можно отмечать эхолалии, декларирование стихов. Понять такого ребенка в большинстве случаев довольно сложно, ведь все желания и потребности будут выражаться или в виде агрессии, или криком.

Дети с РДА имеют значительные трудности как в распознавании эмоций другого человека, так и в выражении своих собственных. Для них сложен контакт «глаза в глаза», а внутренний мир человека – мысли, чувства, намерения – является загадкой, которую они в большинстве случаев не способны самостоятельно разгадать.

Еще одной особенностью коммуникативной сферы являются затруднения, связанные с пониманием метафор и переносных значений слов или фраз.

Возможной причиной всех трудностей является непонимание и неумение использовать речь в качестве средства взаимодействия. Ввиду особенностей развития, дети с РДА не способны самостоятельно научиться этому. Поэтому важно вовремя начать оказывать помощь такому ребенку, чтобы в дальнейшем он смог общаться с окружающими. Для того, чтобы ребенок лучше понимал окружающих, необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Говорить просто и ясно. Не употреблять сложных конструкций, использовать только ключевые слова.
  2. Подстраивать свою речь под возможность понимания ребенка.
  3. Следить, чтобы выражение лица и интонации совпадали.
  4. Во время разговора использовать естественные, простые жесты.
  5. Незамедлительно отвечать на любую попытку взаимодействия со стороны ребенка (жест, слово, улыбка и т.п.).
  6. Одобрять любые попытки общения.
  7. По мере возможности «переводить» жесты ребенка в слова, чтобы он знал, как их можно выразить с помощью речи.
  8. Постоянно сообщать ребенку о том, что происходит вокруг, в повседневной жизни.
  9. Если ребенок затрудняется что-либо сказать, мягко и ненавязчиво подскажите, что нужно говорить.
  10. Читайте вместе с ребенком, обсуждайте сюжеты и главных героев.
  11. Постоянно играйте с ребенком, т.к. игры – основа взаимодействия с ним.

Работа над развитием понимания речи и собственной речи ребенка – одна из важнейших задач на протяжении всей его жизни. Чем раньше она начнется, тем проще будет ребенку в дальнейшем. Если же не удается сразу найти контакт обычным способом, следует найти другие пути и средства, на которые вам укажет сам ребенок. Важно научить его выражать свои нужды и потребности понятным для окружающих способом, пусть для начала это и будут жесты. В дальнейшем, важно не оставлять попыток развития его речи.

 

Автор-разработчик:

педагог-психолог Костеева Е.О.