Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, т.к. является большим шагом на пути к его независимости и самостоятельности. Кроме того, оно имеет огромное значение для психического развития ребенка, влияя на его самооценку.

Для детей с РДА формирование навыков самообслуживания является особой проблемой. Это связано, прежде всего, с нарушениями сферы общения, а также трудностями с произвольными действиями. Дети с РДА нелегко осваивают навыки самообслуживания, т.к. зачастую плохо владеют своим телом. Почти у каждого ребенка с РДА отмечается практически полная беспомощность в самообслуживании.

Формирование навыков самообслуживания достигается путем многократных повторений. В норме ребенок достаточно быстро осваивает всю последовательность действий, которая требуется для того или иного умения. У детей с РДА овладение социально-бытовыми навыками бывает связано с конкретной ситуацией, а перенос сформированного навыка в другую ситуацию затруднен. Поэтому начинать работу необходимо как можно раньше. На начальном этапе следует действовать через имеющийся набор стереотипных действий ребенка, обогащать их, изменять и превращать из случайного набора действий в систему связей с окружающим.

Для того, чтобы обучение было успешным, необходимо установить и придерживаться четкого распорядка дня. Это касается не только ребенка, но и всех членов его семьи, т.к. важным условиям для положительного эмоционального фона является постоянство. В освоении режима дня ребенку с РДА могут помочь фотографии, на которых он выполняет нужное действие или картинки с символическим изображением действия, так называемые пооперационные карты. Их можно поместить в альбом или повесить в том месте, где ребенок одевается, умывается и т.д. Такая зрительная организация поможет структурировать повседневную жизнь.

Важно, чтобы взрослый сначала сам показал место для одевания и последовательность действий, постепенно, по мере усвоения, предоставляя ребенку все больше самостоятельности. Главное, быть уверенным, что ребенок сможет это выполнить, ведь для закрепления навыка важна ситуация успеха.

Снижению тревожности и упорядочению поведения ребенка с РДА способствует и пространственная организация. Поэтому необходимо организовать окружающее его пространство таким образом, чтобы ему было понятно, где он занимается, где одевается, где играет, а где может побыть один.

Необходимо тщательно продумать схему действий, чтобы повторялись одни и те же шаги при обучении, и все взрослые могли учить ребенка одинаково.

Когда ребенок освоит необходимые моторные навыки в целом, взрослый может занять более пассивную позицию, не забывая при этом радоваться успеху и игнорировать неуспех. Кроме того, стараться избегать слова «нет», если ребенок что-то делает неправильно, т.к. это слово очень часто вызывает у детей с РДА резко негативную реакцию. Более продуктивный подход в такой ситуации – сформулировать еще раз то, что ребенку нужно сделать, не фиксируясь на ошибке.

Некоторые действия, которые особенно тяжело даются ребенку (например, пуговицы), можно включать в игровой сюжет. Не следует пытаться научить ребенка всему и сразу, лучше сосредоточиться на одном, самом доступном для него навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других ситуациях. Нужно быть готовым к тому, что для закрепления усвоенного навыка ребенок с РДА еще долго будет нуждаться во внешней организации, а сам процесс освоения будет длительным и постепенным.

Таким образом, для успешного освоения и самостоятельного использования ребенком навыков самообслуживания нужно создать благоприятную атмосферу, установить удобный распорядок дня и организовать жизненное пространство ребенка.

Автор-разработчик:

педагог-психолог Костеева Е.О.