Воображение есть психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют действительности – в них присутствуют элементы фантазии, вымысла. Процесс воображения всегда непрерывно связан с памятью и мышлением.

У детей с РДА развитие воображения отличается от развития в норме ввиду особенностей как памяти, так и мышления. Существуют две точки зрения на развитие их воображения:

  1. Дети с РДА обладают богатым воображением.
  2. Воображение детей с РДА очень причудливо и имеет патологический характер фантазирования.

В содержании фантазий детей с РДА переплетаются и услышанные сказки, и увиденные фильмы, а также вымышленные и реальные события. Фантазии отличаются особенной яркостью и образностью. Часто они носят агрессивный характер. Дети могут ежедневно часами рассказывать о скелетах, мертвецах, поджогах, приписывать себе различные пороки и называть себя «бандитами».

Как правило, патологическое фантазирование является основой для появления и закрепления неадекватных страхов, например, страх меховых изделий, определенных игрушек или предметов одного цвета. Кроме того, отмечается более выраженный страх темноты или боязнь оставаться одним дома. Некоторые дети чересчур сентиментальны и могут расплакаться при просмотре мультфильмов.

Дети с РДА неспособны использовать воображение в своих играх, играх с другими детьми или взрослыми. После освоения или узнавания какого-либо нового действия (будь то из фильма, или реальной жизни), они не могут их изменять в соответствии с ситуацией или по предложению других детей, т.к. идет чисто механическое запоминание, и как следствие – стереотипность действия. Такие дети практически не владеют символической игрой, необычно используют игрушки, тогда как их сверстники уже способны воображать, что кормят куклу, или наливают чай из чайничка. Дети с РДА не овладевают социодраматической игрой – творческой игрой с двумя или более детьми. Для них сложно представить, что машинку может заменить кубик, а чайничек – любой другой сосуд.

Опираясь на все вышесказанное, следует отметить, что для социализации и развития ребенка с РДА важно развивать его воображение, чтобы в дальнейшем он мог принимать правила сначала игры, потом и социума, понимать шутки, метафоры и адекватно взаимодействовать с людьми.

 

 

Автор-разработчик:

педагог-психолог Костеева Е.О.