Когда врачи ставят диагноз ребенку «ранний детский аутизм» (далее РДА) родители испытывают ужас и страх за его будущее. Причины возникновения данного заболевания никому не известны. Но аутизм – это не приговор. Если обеспечить правильный уход, вовремя начать проводить занятия с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, тогда Ваш малыш сможет вести нормальную жизнь. Но всё зависит от того, к какой группе относится ребенок с РДА.

Обратите внимание на классификацию РДА, которая состоит из 4 групп. И самая тяжелая это первая группа РДА.

Классификация детского аутизма

Первая группа РДА – ребенок полностью отрешен от окружающего мира. Дети почти не говорят. Используют щебет, свист, бормотание.

Не реагируют на боль, голод, холод. Отсутствует страх, целенаправленный взгляд. Передвигаются по комнате пассивно. Бесцельно лазают,  бегают по очертаниям паркета. Любая попытка заставить обратить внимание на Вас вызывает самоагрессию. Ребенок часами может смотреть в окно, на какой-то предмет, луч света, падающий на пол, что свидетельствует о стереотипности поведения.

Вторая группа РДА – ребенок отвергает происходящее вокруг него. О себе говорит в 3-ем лице. В речи использует повторения (эхолалии). Например, неоднократно повторяет, если хочет пить — «пить воду». Если он что-то хочет, просит криком или показывает пальцем на предмет. Ребенок неловок, слабо развита мелкая и крупная моторика. Но иногда ребенок может играть на пианино, хорошо рисовать. Мыслит буквально, не символично, при  наличии подтекста испытывает напряжение.

Предпочитает определенные блюда в еде. Гулять нужно только по привычному маршруту. Одежда должна быть также определенная, например шнурки синего цвета, шапка – красного. Ребенку присущ привычный уклад жизни, малейшие отклонения от него вызывают панический страх.

Третья группа РДА – ребенок погружен в аутистические интересы. Много говорит, может цитировать любимые произведения. Часто таких детей называют «книжные» дети. Речь смазана, сложна и отличается интеллектуальностью».  Интонация иногда не соответствует произнесенному тексту. Если с ним начинают разговаривать ребенок не склонен к общению, не слышит собеседника. В беседе с окружающими говорит быстро, как бы «захлёбываясь»,  часто переставляет слова, при этом смотрит на партнёра по общению, но обращается не к конкретному человеку, а вообще к человеку, без учёта его личности, интересов, потребностей.

Ребенок рано набирает знания и словарный запас по определенной теме. В быту неорганизован, не знает элементарных способов самообслуживания. Боится неожиданных перемен в жизни, новых людей. Пугающая ситуация для него становится аутостимулирующей. Новое принимает только под собственным контролем. С удовольствием проговаривает неприятные ситуации (пожары, пираты, бандиты, помойки), «зацикливается» на них.  Годами может говорить на одну и ту же тему или рисовать одно и то же. Ребёнок склонен отстаивать стереотипность собственного поведе­ния.

Четвертая группа РДА —  ребенок испытывает трудности в общении. Окружающим его людям трудно взаимодействовать с ним. Говорит тихо, нечетко. Общаясь, прибегает к речи и диалогу. При пересказе текста возникают трудности.

Ребёнок раним, беззащитен. Способен установить с партнёром по общению контакт глаз, что отличает эту группу детей от всех остальных. В случае возникновения какого-то препятствия, взаимодействие с человеком незамедлительно прекращается. Ребёнок способен обратиться за эмоциональной поддержкой и помощью к близким. Сверх­зависимость от взрослого выражается в без­молвном вопросе ребенка: «Какого ответа вы жде­те от меня?» или  «Что вы считае­те правильным?». В стереотипности поведения на первое место  выходит «правильность». Ребёнок делает все так, как учит взрослый. Он не может обмануть, схитрить.

Первые проявления аутизма родители могут заметить сами. Если Вы отмечаете некоторые особенности в развитии у ребёнка: он издаёт визги, громко кричит, замкнут, присутствуют стереотипные движения, не реагирует на разлуку с матерью и многое другое. Обратите внимание на приведенную ниже таблицу  Гилберга К., Питерса Т., в которой сравнивается развитие детей при аутизме и в норме.

Сравнительная таблица развития детей при аутизме и в норме

Возраст Параметры развития Развитие при аутизме Развитие в норме
8 месяцев Речь Не свойственна имитация окружающих звуков. Издают визги, крики, необычные сочетания. Свойственна имитация окружающих звуков в гулении, произносят повторяющиеся слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и пр.
Общение Замкнуты, могут отвергать взаимодействие, почти не проявляют интереса к другим. Общительны, обмениваются предметами со взрослыми, плачут, если взрослый покидает комнату, отличают родителей от незнакомых людей.
Игра Во время бодрствования преобладают повторяющиеся движения, жесты крайне бедны. Играет в прятки («ку-ку»), игры «Дай и возьми», ползают за взрослым.
1 год Речь Могут появляться и использоваться по назначению первые слова, могут громко кричать. Появляются и используются по назначению первые слова, свойственны выразительные интонации; используют вокализацию для привлечения внимания.
Общение Контактность уменьшается, как только ребенок начинает ползать, ходить; не реагирует на разлуку с матерью. Возрастает зрительный контакт со взрослым, используют жесты в общении, «Обращаются с просьбой».
Игра Присутствуют стереотипные движения. Ребенок инициирует игру,, манипулируя двумя и более предметами.
2 года Речь Не могут задавать простые вопросы, не называют себя по имени; могут механически повторять сложные выражения, но не могут комбинировать предложения из 3 – 5 слов, словарный запас составляет менее 15 слов; слова то появляются, то исчезают. Могут задавать простые вопросы, строить предложения из 3-5 слов, называют себя по имени; часто используют слово «это», осознанно, показывая на предмет.
Общение Отличают родителей от других взрослых людей, но не выражают привязанности; могут обнять, и поцеловать, но делают это автоматически, без особого проявления ласки.  Формируется потребность в общении со сверстниками. Отмечается потребность во взрослом как в опоре.
Игра Предпочитают быть в одиночестве; используют игрушки необычным способом (выстраивают их в ряд). Играют в игры типа «Догони и дотронься», используют воображаемые действия (кормят куклу, гладят бельё).
3 года Речь Эхолалия; используют язык не творчески, обладают неосмысленной речью. Словарный запас около 100 слов; используют слова «там», «тогда»; задают много вопросов.
Общение Берут родителей за руку и подводят к интересующему их предмету; не понимают значение наказания; не подпускают к себе других людей. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Любят помогать родителям и смешить других.
Игра Не владеют символической игрой; любят собирать головоломки, повторять одни и те же движения (покачивания, кружения). Владеют символической игрой; вступают в совместную игру со сверстниками; включаются в ролевую игру.

Для Вас, родители!

Как воспитывать ребенка с РДА.

  1. Составьте чёткий распорядок дня и повесьте его на видное место.
  2. Стимулируйте интерес ребенка к окружающему миру, эмоционально заряжайте его, что впоследствии у него вызовет потребность в контакте.
  3. Привлекайте внимание ребенка к последовательности своих действий. Проговаривайте то, что Вы делаете.
  4. Выполняйте различные режимные моменты и процедуры последовательно: пробуждение от сна, умывание, одевание, чистка зубов, завтрак, одевание на прогулку, прогулка и пр.
  5. Отведите специальное место для складывания одежды, последовательность складывания должна быть одна и та же.
  6. Разложите в ванной в определенной последовательности принадлежности для умывания.
  7. Используйте схемы. Например, над столом повесьте схему расположения предметов, игрушек на столе, в столе.
  8. Подберите игры и упражнения по обучению навыкам чтения пооперационных карт, схем, которые впоследствии пригодятся ребенку при посещении магазина, школы и пр.
  9. Формируйте усидчивость, развивайте мелкую и общую моторику.
  10. Разговаривайте с ребенком спокойным тихим голосом. Не повышайте тембр речи, чтобы не спровоцировать у ребенка испуг.
  11. Контактируя с ребенком не давите на него.
  12. Дозируйте контакты ребенка с людьми, не входящими в семейное окружение. В случае появления страха и тревожности прекратите контакт.
  13. Вместе с ребенком слушайте музыку, смотрите мультфильмы, концерты, посещайте театры, цирк, зоопарк, где ребёнок может получить яркие впечатления от увиденного.
  14. Вместе с ребёнком пойте, напевайте слова, свои действия, просьбы. Например, пропевайте имя ребенка, предметы и пр.
  15. Уделяйте время остальным детям и супругу.
  16. Посещайте группу поддержки родителей – родители могут оказать очень важную поддержку или поделиться информацией.
  17. Собирайте информацию о развитии и воспитании ребёнка с ранним детским аутизмом.

Будьте готовы к этому, что Вы столкнетесь с множеством проблем, воспитывая ребёнка с РДА.

Не отчаивайтесь! Удачи Вам и терпения!

http://doctoroff.ru/autizm

http://digest.subscribe.ru/children/councils/n109662186.html

http://www.facebook.com/profile.php?id=100002020664422

http://en.ppt.online.org/88274

ped-kopilka.ru

infourok.ru

mamochka-club.com

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок. Пути помощи»: Изд-во Теревинф, Москва, 2007.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с ги­перактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Издательство «Речь», 2007.

Автор-разработчик:

педагог-психолог Стебенева Наталия Викторовна

СКАЧАТЬ А если это аутизм? в электронном варианте (doc/docx)