Умственная отсталость это необратимые изменения в психическом развитии, связанные с врожденным или приобретенным органическим поражением головного мозга.

Наиболее значительные трудности у детей с умственной отсталостью вызывает формирование правильного поведения. В процессе общения этим детям присущи немотивированные колебания настроения: раздражительность, озлобленность, агрессивность с разрушительными действиями, двигательная расторможенность.

Интеллектуальное снижение, ограниченный жизненный опыт затрудняют понимание и  оценивание ситуаций, в которых они порой оказываются в неадекватной их психическому развитию социальной среде, где такие дети и подростки, как правило, подвергаются «отрицательной социализации».

Дети с умственной отсталостью чаще совершают преступления, зачастую групповые. Опасность группирования со сверстниками может достичь степени крайних проявлений.

Недоразвитие воли в сочетании с недоразвитие духовных качеств, способствует усилению низших потребностей и инстинктов, особенно в условиях неправильного воспитания, безнадзорности и влияния асоциальных групп сверстников.

Нарушения поведения у детей и подростков с нормальным интеллектом и с умственной отсталостью внешне сходны и однообразны.

Однако у детей с умственной отсталостью особенности поведения имеют свои коренные отличия, которые определяются не только внешними факторами (семья, школа, отношения со сверстниками), но и внутренними — особенностями психики: недостаточность развития интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, более высокая внушаемость, аффективная неустойчивость, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

Особенности поведения детей с умственной отсталостью:

— побеги из дома, школы (дромомании);

— агрессивность;

— отказ от учебы,

— нарушение дисциплины и поведения в общественных местах, в образовательном учреждении;

— воровство;

— злоупотребление алкоголем;

— наркомания;

— суицидальное поведение;

— нарушения влечений.

Необходимо заметить, если у детей и подростков наблюдается повышенная аффективная возбудимость, имеющая расстройства личности, антисоциальное или агрессивное поведение с нарушением общественных норм, то в этом случае родителям (законным представителям) необходимо обратиться в ЦПМПК для проведения психолого-медико-педагогического обследования с целью определения условий содержания, воспитания, образования данного ребенка.

Методы психолого-педагогической коррекции поведения

умственно отсталых детей:

— трудовое обучение для исправления недостатков в поведении, формирования положительных качеств личности;

— систематические поручения;

— коллективное воздействие на поведение ребенка методом убеждения;

— организация посильных занятий, таких как: забота, уход за животными;

— работа на садовых участках, в столярных, швейных мастерских; занятия в художественных кружках и т. д.;

— оказание психолого-педагогической помощи в преодолении представлений о собственной исключительности;

— формирование умения подчинять свои интересы интересам семьи, коллектива;

— поощрение каждого, даже малейшего успеха;

— привлечение к участию в коллективной работе и общественной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей, подростков.

Автор-составитель:

педагог-психолог ЦПМПК

Мезенцева Валентина Викторовна