Изотерапия и ее особенности.

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии, терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием.

Рисование – это творчество, которое позволяет ребенку ощутить самого себя, выразить свои эмоции, чувства, переживания, надежды, мечты. Это не только отражение окружающей действительности посредством рисунка, но и ее моделирование, выражение своего отношения к ней. Кроме того, рисование поможет избавиться от негативных переживаний.

Цели изотерапии:

  • развитие мелкой моторики;

  • развитие высших психических функций, таких как мышление, внимание, воображение и речь;

  • участие в согласовании межполушарных взаимодействий;

  • развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка;

  • развитие умения общаться;

  • развитие уверенности в себе, мотивации познания, творчества и учения;

  • коррекция страхов, переживаний ребенка;

  • снятие напряжения при помощи творчества, отдыха от негативных мыслей и эмоций.

Материалы для художественного творчества.

Выбор материала для творчества оказывает непосредственное воздействие на работу ребенка. Они раскрывают его потенциал и позволяют видеть, осязать, порождают эмоциональный подъем ребенка. Именно поэтому важно правильно подобрать материалы для работы с ребенком. Чтобы это сделать, обратите внимание на реакцию ребенка при виде различных материалов. Для более полной картины, можно сначала потрогать материал, понюхать, внимательно рассмотреть. Важно понять, какой из них вызывает наиболее сильные положительные эмоции, побуждает к работе. Поэтому сначала используйте наиболее интересные материалы. Затем количество материалов можно увеличивать, понемногу расширяя выбор для ребенка.

Материалы для работы могут быть следующие:

  • краски,

  • карандаши,

  • фломастеры,

  • гуашь, акварель, медовые, акриловые, флюорисцентныекраски,

  • воско­вые мелки,

  • пастель,

  • журналы,

  • цветная бумага,

  • угольные мелки,

  • перо (гусиное),

  • ручки (перьевые, шариковые), чернила,

  • кисти разных размеров (белка, колонок),

  • губки, ножницы, нитки и т.д.

Необходимо отметить, бу­мага для рисования должна быть разных форматов и оттенков, достаточно прочной, чтобы не рвалась, и дешевой, чтобы было не жалко. Качество материалов должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее резуль­татов в глазах ребенка. Также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т. д.

Выбор техник и тематики рисунка.

Выбор техник может быть разнообразным и ограничиваться лишь вашей фантазией, но не забывайте, что данный выбор должен быть ориентирован на желание ребенка, особенности его развития, возраста и настроения.

Если у ребенка имеется проблема координации и развития мелкой моторики, начать можно с пальчиковых красок. Затем познакомить его с крупными восковыми мелками, которые удобно держать в руке, кистями с толстой ручкой. Когда ребенок сможет контролировать свою кисть, можно подбирать уже инструменты с диаметром поменьше, добавлять новые материалы.

Регулярность занятий.

Регулярность занятий устанавливается с учетом возможностей и желаний самого ребенка, это может быть и 1 раз в неделю, и каждый день. Если ребенок увлекается и хочет рисовать чаще, нужно обязательно давать ему такую возможность.

Важно!

Для того чтобы поддерживать у ребенка развитие композиционного чутья, следует давать ему бумагу различного формата. Можно заинтересовать его такими словами: «Смотри, какой у меня красивый маленький листок» или «Посмотри, какой у меня огро-о-мный лист. Хочешь порисовать на нем?» О листе необходимо говорить обязательно, тогда ребенок будет чувствовать структуру пространства, границы. Все это ребенок делает бессознательно. Эти качества формируются на стадии каракульного рисования. Взрослому следует поддерживать все типы каракулей, которые изображает ребенок.

Помощь ребенку в освоении техники рисунка. Стадия каракульного рисования.

Для начала нужно поговорить о листе: каждый раз, когда Вы даете лист ребенку, опишите его небольшими словами. Бумага должна быть прочувствована. Про края бумаги говорить не нужно, ребенок их осознает сам.

Важно помнить, что каждая линия отражает состояние души ребенка. Линия, точка, пятно – главные элементы творчества.

Линия – это что-то определенное и точное указание на то, что ребенок делал. Это четкость, ответственность.

Точка – след разового контакта, нет длинного проживания контакта.

Пятно – порождает массу. Освоив линию, ребенок начинает делать пятна.

Чем рисовать?

Это не должны быть тонкие фломастеры, потому что ребенок пока не может контролировать нажим. Если это маркеры, то они не должны ломаться. Для рисования на данном этапе хорошо подходят восковые мелки, пастель, карандаши.

Кисть должна быть с тоненьким кончиком. Ни в коем случае нельзя давать кисть от клея. Кисть должна придти в гости к ребенку сухая, погладить его по щечке, ручке. Приходит сказка, когда кисточка приходит в гости к баночкам с красками. Хорошая кисть – залог всего (№3 и больше).

Гуашь должна быть хорошая. Ее нужно рассмотреть, понюхать.

За ребенка нельзя рисовать, водить его рукой, он должен делать все сам.

Очень легко напугать ребенка: 2 – 3 высказывания «Почему ты испачкался?» достаточно для того, чтобы он никогда больше не рисовал.

Между 2 – 5 годами происходит формирование личной автономии.

2 года – кризис протестантства – взрослым ни в коем случае нельзя ссориться в рисовании, нельзя лезть со своей волей.

После освоения кисти можно дать мелок, уголь, карандаши и пр.

Важна обратная коммуникативная связь по поводу рисунка:

  • откликнуться на призыв ребенка «Посмотри»;

  • написать дату, зафиксировать настроение ребенка;

  • желательно отразить какой фломастер он брал 1-ым, 2-ым и т.д., поставив карандашом цифры.

Необходимо помнить, что на самом рисунке ничего подписывать нельзя. Это все равно, что вторгнуться в пространство ребенка, в его душевный мир.

Ребенок еще не вкладывает смысл в каракули. Поэтому не следует навязывать ребенку свое видение, что «кружок похож на солнышко», а «эти пятна похожи на следы мышки». Нужно говорить о том, что есть на рисунке: «Это линия, это штрихи. Эта линия зеленого цвета, эта красного. Смотри, зеленая линия изгибается, а красная стоит». Таким образом, ребенок запоминает глаголы, цвета. Если на рисунке есть свободное место, нужно говорить об этом, констатируя факт, а не так, что нужно все это место закрасить.

Запомните эти правила:

  • Важно подчеркивать достижения ребенка.

  • Нельзя говорить: «Делай так и делай также», предъявлять завышенные требования. Например, ребенку 2 года и взрослые хотят, чтобы он рисовал фигуры, а не невесть что.

  • Нельзя говорить о содержании, которого там нет.

  • Главное – любовь к рисованию, которая формируется в каракульный период.

  • Нельзя говорить гадости о рисунках.

  • Нельзя ругать за то, что ребенок выпачкался и измазал стол, пролил воду, лучше заранее подготовить место для его творчества, подобрав ненужную скатерть и одежду, которую уже не жалко испортить.

Уничтожая рисунки, всегда надо договориться с ребенком об этом. Когда ребенок сам разрешит выкинуть, порвать его рисунок, тогда и следует это делать. Через рисунок дети решают свои проблемы.

Упражнения изотерапии.

«Рисунок на свободную тему»

Ребенок рисует что-нибудь в течение 15-20 минут, затем показывает свой рисунок и рассказывает о нем то, что захочет. По его рассказу Вы сможете понять, какое у него сейчас настроение. Может ребенок что-то переживает, к чему-то стремиться в будущем, а может что-то его тревожит. Самое главное – выслушать ребенка и не давать никакой оценки, не перебивать его.

«Каракули Винникота»

Основное содержание этого упражнения — свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги без какой-либо цели и замысла, в результате чего получается сложный «клубок» линий. В этом «клубке» ребенку необходимо увидеть какой-либо образ и развить его. Можно предложить на основе созданных каракулей сочинить рассказ.

«Темы жизни»

Перед началом рисования выберете какую-нибудь тему, например, отдых, семья, свобода, праздник, детский сад или школа, и попросите ребенка создать к ней иллюстрацию.

«Правая и левая рука»

Пусть правая и левая руки ребенка выберут свои цвета. Затем, закрыв глаза, пусть он создаст каракуль. Потом, открыв глаза, пусть создаст образ. Использовать необходимо обе руки.

«Семейные темы»

Попросите ребенка нарисовать себя с каким–либо членом Вашей семьи, либо нарисовать какое-нибудь семейное событие (день рождения, семейный праздник, новый год).

«Окружающая среда»

Необходимо вырезать фигуру человека из журнала или нарисовать, а затем создать для него окружающую среду.

«Рисование под музыку»

Наиболее подходящей для рисования является малоизвестная музыка. Например, можно использовать различные произведения Баха, симфонии Бетховена, «Фантастическую симфонию» Берлиоза, фортепианный концерт Дворжака, симфонии Малера, концерт для двух гитар Вивальди и другие классические произведения, а также джаз, современную популярную, индийскую классическую, тибетскую и иную музыку.

Варианты:

  • Сначала прослушайте всё произведение. Затем поставьте его снова, и пусть ребенок начнет рисовать, пытаясь передать свои впечатления от музыки.

  • Прослушайте музыкальное произведение несколько раз, и затем пусть ребенок попытается изобразить образы, вызванные им.

  • Предложите ребенку быстро рисовать под музыку, используя несколько листов бумаги.

«Линии»

На листе бумаги простым карандашом предложите ребенку нарисовать линии, у которых разное эмоциональное состояние: счастливые, грустные, злые, тревожные, усталые и т.п.

«Хорошее и плохое»

Предложите ребенку изобразить то, что по его мнению есть в нем хорошего и плохого, что ему в себе нравится и что не нравится, свои достоинства и недостатки, что бы он хотел в себе изменить.

«Чувства»

На листе бумаги предложите ребенку изобразить различные эмоциональные состоянии с помощью разных цветов, линий и форм.

Варианты:

  • Объединить противоположные чувства в одном рисунке, например, добро и зло, любовь и ненависть, гнев и покой.

  • Быстро нарисовать какой-нибудь абстрактный образ в ответ на произносимые слова: радость, злость, дружба, учеба, семья и т.д.

  • Изобразить как можно больше разных чувств.

  • Изобразить какое-нибудь эмоциональное состояние на выбор.

  • Изобразить предметы, связанные с приятными и неприятными чувствами или воспоминаниями.

«Левая рука»

Предложите ребенку взять крупную кисть левой рукой и выбрать один цвет, а затем создать мазки. Потом поменять цвет. И так, пока ребенок не почувствует, что его рисунок закончен.

«Рисунок с закрытыми глазами»

Нарисовать законченный рисунок под музыку с закрытыми глазами.

«Желания»

Предложите нарисовать ребенку одно, три или пять своих желаний.

Варианты могут быть следующими:

  • Путешествие, которое хотелось бы совершить.

  • Где бы хотел сейчас находиться.

  • Предмет, которым хотел бы обладать.

  • Нарисовать своего героя или героиню.

  • Подарок, который хотелось получить.

  • «Представь, что ты переправляешься через реку. Нарисуй, что находится на другом берегу?»

Помните, для творчества нет ограничений. Участвуя в жизни ребенка, помогая ему раскрыть свой потенциал, Вы увидите, как он начнет удивлять Вас.

Автор – разработчик:

педагог-психолог Костеева Елена Олеговна