Игры и упражнения по коррекции  и развитию мышления

у детей младшего школьного возраста

 

Мышление — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.

Идея – продукт  мышления. Процесс мышления – это изменение жизни путём получения  и активного применения  новой информации. 

Несмотря на то, что стандарты начальной школы направлены на формирование  у младших школьников  процессов сравнения, обобщения, выделение отличий и подобных признаков, способности сделать вывод, дать определение понятия,  всё же главным видом  деятельности в этот период является процесс усвоения  знаний и умений, а умственному воспитанию не всегда уделяется достаточно внимания. Дети справляются  с  типовыми  задачами.  Этого недостаточно, чтобы  самостоятельно найти нестандартный  способ решения.  В  этом процессе нет места  сообразительности, оригинальности и выдумке, которые являются основой мышления.

Благодаря развитому мышлению  ребёнку легче проанализировать  ситуацию и выбрать верный способ действия  в любой сфере жизни. У такого человека больше шансов  стать успешным.

Чтобы ум ребёнка стал гибким и активным,  его нужно  постоянно тренировать. Вот несколько вариантов упражнений,  способных расшевелить мысли.  

 

Упражнения по коррекции и развития мышления

  1. Упражнение «Сравнение предметов» (развитие анализа и синтеза).

Даётся пара слов.

— В чём сходство и различие квадрата и треугольника?

— Что общего  и чем отличаются  телефон  и телевизор?

— Назови общие и отличительные признаки вишни и крыжовника.

  1. Упражнение «Последовательность событий»(развития логического мышления, речи, способности к обобщению.

Расположи  картинки по смыслу сюжета: что сначала, что потом. Составь рассказ.

  1. Упражнение «Закончи слово» (развитие скорости мышления).

Закончи  слово (фразу):

 МА — (мама, машина, макароны, мандарин, марка и т.д).

Витя положил книгу…. (в портфель, на стол, в шкаф, под подушку и др.).

  1. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

— Назови одним словом — берёза, осина, клён, тополь. (это деревья)

— Что общего в предметах – треугольник, квадрат, прямоугольник?

(есть стороны и углы)

— Что общего в словах — зуб, дым, бак? (количество звуков или букв)

— По какому признаку объединены слова – машина, дорога, сумка? (по родовому признаку – это слова женского рода)

— Найди лишнее слово. Объясни, почему ты так считаешь?:

картонный, огромный, стеклянный, деревянный

стоять, бежать, мчаться, идти.

— Найди лишнюю картинку  и объясни свой выбор.

 

  1. Упражнение на развитие гибкости ума.

Назови  как можно больше слов, обозначающих  понятие:

— ТЕАТР (вешалка, касса, билет, актёр, режиссёр, зритель, аплодисменты);

— МАГАЗИН (касса, продавец, покупатель, деньги, товар);

— РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина);

— ЖУРНАЛ (иллюстрация, статья, корреспондент, редактор, обложка, страница);

— СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка);

— КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды);

— ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру).

Игры на сообразительность

  1. Игра «Как это можно использовать?». 

-Найди как можно больше вариантов использования  предмета.

Ручка – писать;…. (рисовать; показывать; катать; ею можно выковырнуть что-нибудь из узкого пространства; использовать как трубку).

Наволочка -… (защищать  подушку от грязи; переносить игрушки; хранить вещи; укрывать кого-либо; если привязать за концы — солнцезащитное устройство и т.п.).

  1. Игра «Скажи наоборот». 

Широкий –… (узкий)                         Добрый — …..      (злой)

Длинный – ….  (короткий)                Аккуратный — ….  (неряшливый)

  1. Упражнение «Весёлые задачки».

а) На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

б) Бабушка  несет тяжелые сумки. Внучка  говорит:

— Бабуля, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

Поможет ли внучка бабушке? Почему?

в) Мальчика Колю спросили:

У тебя есть брат?

— Есть.

— А у твоего брата есть брат?

— Нет, — ответил  Коля.

А как ты думаешь?

г) Мальчики пошли на реку ловить рыбу. У Вовы была  новая красивая удочка без крючка. А у Саши старая некрасивая удочка с крючком. Кто больше поймает рыбы?

д) У восьмилетней девочки  был хомячок  с коротким хвостом. Он съел длинную травку. А травка росла в огороде.  Сколько лет девочке, у которой был хомячок?

 

Автор-составитель:

учитель-дефектолог Котюхова Татьяна Петровна

Игры и упражнения по коррекции и развитию мышления