Арт-терапевтические методы используются очень широко в работе с детьми. Применяют не только педагоги-психологи в своей практике, с целью диагностики, коррекции, но и воспитатели, педагоги, с целью развития творческого потенциала детей, речи, воображения, развития произвольности.     

Изотерапия — один из методов арт-терапии. В работе используются любые виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья. На данный момент очень популярны рисование пальцами и ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками; рисование на стекле, аппликации и т. д.

Данный метод арт-терапии не имеет эталонов «правильно-неправильно», «хорошо-плохо». Противопоказаний или ограничений к применению изотерапии нет.

 В основном изотерапия используется в работе с детьми. Поскольку через рисунок можно увидеть и понять внутренний мир ребенка, а также разобраться, что его беспокоит. Посредством творчества, причем спонтанного, идет выплеск эмоций, осознание своих переживаний. Изотерапию применяют  в качестве психокоррекции различных личностных, эмоционально-волевых проблем детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Различные техники изотерапии применяют для профилактики и коррекции следующих проблем:

— детско-родительские отношения;               

— тревожность, страхи, неврозы;

-импульсивность, раздражительность, агрессивность;

— гиперактивность;

— психические травмы;

— депрессии.

Особенно эффективна изотерапия при проведении со слабослышащими детьми, коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического, речевого развития и аутизмом. Эффективность данного метода объясняется тем, что у детей стабилизируется нервная система и эмоциональное состояние.

Существует большое множество техник изотерапии, задача которых не научить ребенка рисовать, а создать ситуацию для выхода своих эмоций. Техники изотерапии: «Кляксография», «Ниткография», «Рисование на стекле», «Монотипия», «Каракули», «Рисование пальцами», «Марания», «Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) и т.д. Данные техники Вы, уважаемые родители, можете использовать как полезное времяпрепровождение со своими детьми, а самое главное увлекательное и интересное.

А теперь ознакомьтесь с некоторыми изотерапевтическими  упражнениями, которые Вы сможете использовать дома в свободное время и проводить его с пользой для Ваших детей.

Упражнение  «Художники»

 (техника «Рисуем пальчиками»).

    Вам необходим большой лист бумаги (обои) и блюдца с жидкими красками. Вместе с ребенком придумываем сюжет и его изображаем. Рисуем пальцами, ладошками, ступнями, локтями, щечками, носиком.

Упражнение «Самоцветы» (техника «Рисование по мокрому листу).

   Берем сухой лист бумаги и мочим его в воде. Мокрый лист бумаги кладем на стол и пробуем  на нем сочетания любых трех красок, ставя разноцветные точки. Но вначале рассказываем ребенку о том, что этот мокрый лист – сундук самоцветов, каждый из которых имеет свой неповторимый цвет, оттенок.

Упражнение «Кляксы» (техника «Кляксография»).

   Свернем лист бумаги пополам. На одной из половинки листа ребенок ставит кляксу (любым способом – из трубочки, набрызг, кисточкой), а другой половинкой прикрывает. Получается отпечаток. Рассмотрите и определите на что похоже. Недостающие детали можно дорисовать.  Затем вместе с ребенком выберите наиболее понравившуюся кляксу, придумайте ей название, можно даже сочинить рассказ, сказку.

Упражнение «Ваш мир в красках, формах и линиях» (техника «Каракули, штриховка»).

   Выполнять это упражнение лучше под музыку. Все зависит, какой цели Вы хотите добиться – успокоить, активизировать своего ребенка. В зависимости от цели выбираете музыку. Затем на фоне музыкального сопровождения, Вы просите ребенка изобразить свой внутренний мир линиями (кривые, ломанные, волнистые, прямые) и формами.

Упражнение «Разноцветная вода» (техника «Рисование на воде»).

   Нужны краски и несколько баночек с водой. Предложите ребенку раскрасить воду в каждой баночке одним цветом, соблюдая одно условие: воде в баночках придать разное настроение, но одним цветом (грустное, веселое, доброе). Ваша задача подсказать, как этого достичь? Настроение воды меняется с изменением ее цветового оттенка.

Упражнение  «Ладошка» (техника «Рисование ладошкой»).

    Используем гуашь и широкие блюдца. Ребенок опускает ладонь в краску или кисточкой окрашивает ее. Затем делает отпечаток на бумаге и дорисовывает до образа (животного, цветка).

Упражнение «Печать» (техника «Оттиск печатками

 из картофеля, поролона, смятой бумагой»).

    Для рисования «картофелем» необходимо подготовиться – делаем печатки из картофеля (клубень пополам и придаем необходимую форму: геометрические фигуры, листок клена), поролон пропитанный краской, помещенный в миску.

    Теперь сам процесс творения. Ребенок печаткой прижимается к поролону и ставит отпечаток на плотную бумагу (картон).

   «Оттиск поролоном».

   Подготовка вся та же самая, только вместо картофеля кусочки поролона (можно заменить на пенопласт, ластик).

   «Оттиск смятой бумагой».

    Принцип выполнения таков же, но вместо предыдущих материалов используется смятая бумага, которой наносится отпечаток.

Упражнение «Шлепни» (техника «Рисование сухими листьями,

палочками, камушками»).

    Прогуливаясь на улице, соберите листья, палочки, камушки. Рисовать, творить будем с помощью их. Ребенок, например, раскрашивает красками разного цвета листок и делает отпечаток на бумаге. Далее можно кистью дорисовать свое художество.

 

 

Автор – разработчик:

педагог-психолог Коробельникова Наталья Николаевна

Нетрадиционные техники рисования (изотерапия), как средство развития речи, воображения, снятия двигательно-мышечного напряжения детей. Практикум для родителей.