Социализация – это достаточно сложный и непрерывный процесс становления личности, который заключается во включении ребенка в социальные отношении, формировании собственного «Я», усвоении образцов поведения, ценностей и социальных норм. Ребенок приобретает определенные навыки, знания, умения, необходимые для успешного функционирования в обществе.

Для успешной и постепенной социализации детей-инвалидов и усвоения ими норм поведения, трудовой и нравственной культуры, культуры общения, необходимо создать условия социально-педагогического воздействия, которые помогут решить проблемы, связанные с социальной адаптацией и реабилитацией детей-инвалидов. При этом необходимо учитывать их личные интересы и возможности.

Наиболее актуальная проблема современного общества — обучение детей-инвалидов в условиях общеобразовательной организации. В настоящее время необходимо решать  актуальные вопросы, связанные                 с обеспечением необходимых условий, которые позволят детям-инвалидам включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Конечно, не все категории детей-инвалидов могут обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы, но большая часть может.

К пребыванию в общеобразовательной школе дети-инвалиды и их родители относятся не однозначно и в некоторой степени даже настороженно. Однако, дети-инвалиды с легкими, не явными нарушениями здоровья, наоборот, стремятся попасть в коллектив здоровых детей, чтобы чувствовать себя таким же ребенком, получать навыки общения и развития в благоприятной среде.                                                                                                

Дети-инвалиды имеют свои особенность, отличаются от здоровых детей, они «другие», что накладывает определенный отпечаток на их дальнейшее жизнеустройство.

У детей-инвалидов  наблюдается обострение таких эмоциональных состояний, как чувство страха, стыда, обиды, неуверенности в себе и как результат — заниженная самооценка, самоотстранение и изоляция от общества.

Социально-педагогическое сопровождение и помощь детям-инвалидам, которые являются учащимися школ, гарантирует их включение в полноценную и продуктивную жизнь общества.

В этой связи очень важно правильно организовать социально-педагогическое сопровождение, основная функция которого                                      — помочь ребенку-инвалиду и его семье в решении проблемных ситуаций. 
        Компоненты социально-педагогического сопровождения                        ребенка-инвалида в условиях массовой общеобразовательной                            школы следующие: диагностический, практический,                      консультационный, социально-реабилитационный и прогностический.
        1). Диагностический компонент предполагает изучение личности самого ребенка, состояние его эмоциональной, интеллектуальной, волевой и других сфер. В ходе диагностики выявляются основные затруднения, которые испытывает ребенок в отношении восприятия самого себя и имеющегося дефекта, дается характеристика развития личности и характеристика взаимоотношений с окружающей средой. 
        2). Практический компонент включает выбор и реализацию конкретных мер, форм и средств социально-педагогической помощи детям-инвалидам. 

        3). Консультационный компонент — направлен на преодоление затруднений, которые испытывает ребенок-инвалид, выявленные в результате оказания индивидуальной консультативной помощи

        4). Социально-реабилитационный компонент реализуется на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, разработанных совместно медицинскими и педагогическими работниками.

         5). Прогностический компонент позволяет учитывать потенциальные возможности ребенка-инвалида к обучению в условиях общеобразовательной школы. Специалист должен изучить особенности                              дефекта, имеющиеся у ребенка-инвалида, влияние последствий на его                            жизнедеятельность и тенденции развития последствий этого дефекта. 
         При условии создания в школе полноценной безбарьерной среды все дети смогут чаще посещать занятия и внеурочные мероприятия, что позволит им быть более социализированными и адаптированными в обществе. 

         В настоящее время быстрыми темпами развивается и широко внедряется инклюзивное образование, т.е. доступное образование для всех детей, в том числе и детей-инвалидов.

         Ребенок–инвалид имеет возможность свободно развиваться и  общаться вместе со своими сверстниками в условиях,                            гарантирующие ему всестороннюю поддержку, возможность                        самореализации и активного участия в жизни общества.   
         Эффективность социальной интеграции детей-инвалидов зависит от двух значимых социально-психологических факторов:

– воспитания психологической толерантности к детям-инвалидам в образовательных организациях, от формирования желания и умения обучающихся и педагогов, оказать им помощь в самореализации;

– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности всех участников образовательного процесса.

         Для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации и сопровождения детей-инвалидов необходимо учитывать эти факторы

Рекомендации для педагогов по тактике поведения с детьми-инвалидами в условиях образовательного процесса.         

1). Активно включать детей-инвалидов в разнообразные виды коллективной и индивидуальной деятельности, расширять их круг интересов, творческие возможности.

2). Привлекать к творческим делам, конкурсам и выставкам, организовывать семейные праздники.

3). Приобщать детей-инвалидов к спорту, вести здоровый образ жизни.

4). Помочь ребенку-инвалиду осознать свою значимость в детском коллективе, обществе в целом.

5). В процессе обучения следует:

— всегда использовать четкие указания;

— разъяснять задания поэтапно;

-учить детей выполнять задания в определенной последовательности;

— инструкции к выполнению задания повторять четко и ясно;

— выполненное задание (например, упражнений по математике) следует продемонстрировать учителю.

6). Использовать различные виды деятельности:

— на каждом уроке чередовать занятия и физкультурные паузы;

— предоставлять детям дополнительное время для завершения задания;

          — предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

— использовать тестовые задания;

         -чаще использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями;

— обеспечивать учащихся планом занятия.

7). Применять следующие способы оценки знаний и достижений   учащихся:

— использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии           с успехами и затраченными усилиями;

— ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

— на уроке оценивание работы учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;

— акцентирование внимания на хороших оценках;

— предоставление возможности переделать задание, с которым ученик не справился;

— повторная оценка переделанных работ;

— использование системы оценок достижений учащихся.

8). Организовать учебный процесс, в ходе которого:

— использовать чаще вербальные поощрения;

— свести к минимуму наказания за невыполнение правил;

— ориентироваться на ситуацию успеха;

— составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьников;

— предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

— разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

— игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

— разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

— осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление ребенка-инвалида.

 

Рекомендации для обучающихся по взаимодействию

с ребенком-инвалидом:

     1). Запомни, что ребенок-инвалид — это равноправный участник образовательного процесса;

2). Относись толерантно, терпимо, с заботой к ребенку-инвалиду;

4). Помогай ребенку-инвалиду активно развиваться и совершенствоваться (с его позволения);

     5). Не надо бояться ребенка-инвалида и проявлять к нему чувство жалости, узнай о нем больше, постарайся подружиться.

Помни, у детей-инвалидов есть огромная потребность учиться, развиваться, работать и иметь друзей, быть равноправным и достойным членом общества.

 

Интернет источники:

  1. http://www.menobr.ru
  2. http://iacceptmybaby.blogspot.com

 

Автор-разработчик:

социальный педагог Шершнева Елена Владимировна