Речевое развитие детей с ЗПР  не имеет грубых нарушений лексики и грамматики, но таким детям трудно выражать свои мысли, логически грамотно строить предложения. Их речь отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. Дети с ЗПР испытывают трудности при дифференциации звуков на слух, определении порядка и количества слогового ряда. ОНИ произносят два слога вместо трех (ба-па-ба как ба-па) или изменяют их последовательность. Дети с ЗПР  с трудом овладевают звуковым анализом слова, выделяют первый слог вместо первого звука в слове (пушка – первый звук пу). При выделении последнего гласного звука, испытывают такие же трудности.

Период словотворчества детей с ЗПР сдвинут на конец дошкольного возраста,  начало  школьного обучения (первые, вторые классы). Обычные дети данный период проходит от 2 до 5 лет и к 5-6 годам угасает. Словарный запас детей с ЗПР очень бедный, мало обобщающих понятий, слов-признаков и т.д. Грамматический строй речи  отличается небольшой словесной наполняемостью, аграмматизмами.  Наблюдаются  ошибки в употреблении предлогов, сложности в образовании новых слов с помощью суффиксов и приставок.

Характерные грамматические  ошибки  у детей с ЗПР:

— неграмотное оформление в речи грамматического значения множественного числа имен существительных (платьи, листы,  ведры и т.д.);

— неточное  употребление глаголов (дети катаются – дети едут);

— нарушение дифференциации глаголов единственного и множественного числа (мальчик рисуют,  девочки читает);

— нарушение чередования в основе глагола (мальчик бегит, дети бежат);

— трудности в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий варежки,  железные замок, красная яблоко);

— трудности словообразования названий детенышей животных и птиц (свиненок, лошаденок, лошадик);

 — небольшой объем текста;

— нарушение связи между отдельными  предложениями текста;

— при составлении  рассказа не используют свой личный опыт;

— у  детей с ЗПР  недостаточно  сформированы регулирующая и планирующая  функции речи и основные этапы речевого высказывания;

— при общении детей возникают проблемы в ответах на вопросы.  Из-за слабого  желания говорить, их ответы  малоразвернутые. Иногда такие дети либо  прекращают разговор,  либо играют молча. Часто в ответах основная мысль теряется, и ребенок  отвлекается на посторонние мысли;

— монологическая речь – носит ситуативный характер.

 

Логопедическая помощь детям с ЗПР.

Занятия с детьми с ЗПР проводятся по следующим направлениям:

— развитие анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  зрительного восприятия.

— формирование пространственных представлений.

— коррекция нарушений артикуляционной и ручной и моторики, звукопроизношения, слоговой структуры слова.

— развитие лексики, грамматического строя и связной речи.

Логопедическую работу с детьми,  имеющими речевые нарушения, начинают в раннем возрасте. Грубые, тяжелые  нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребенка.  Поэтому от учителя-логопеда и родителей требуется понимание, внимательное выполнение всех заданий логопеда.

 

 

Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ЗПР.

  • Постарайтесь не допускать переутомления учащихся на уроках. Чаще меняйте содержание деятельности.
  • Обучите школьника контролировать свои эмоции.
  • Подберите упражнения на развитие познавательных процессов для занятий родителей с ребенком дома.
  • Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
  • Придерживайтесь последовательных требований в общении с ребенком.
  • Работа на уроке должна быть разнообразной. Желательно провести около семи смен деятельности, и давать задания, не ограничивающие их выполнение по времени.
  • Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми, не предъявлять завышенных или заниженных требований.
  • Всегда хвалите ребенка, даже если его работа была не большой.
  • Повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения игровые моменты. Предложите больше творческих, развивающих заданий, это нравится детям.
  • Большие задания, выполняйте небольшими частями.
  • Всегда используйте наглядный материал. Для детей с ЗПР он необходим.
  • Вашему ученику просто необходима ситуация успеха. Создавайте ее как можно чаще. Она необходима для повышения самооценки ребенка.

 

Комплекс заданий по работе с детьми с ЗПР дошкольного и школьного возраста.

 

  1. Упражнения для языка (подготовка к произношению нарушенных звуков).

1.1 «Почистим зубы» – рот приоткрыт. Кончиком языка водим по нижним зубам  из стороны в сторону. (10-15раз.).

1.2 «Грибок» –   открыть  широко рот, язык присосать к небу,  держать (10-15 сек.).
          1.3  «Почистим зубки» – кончиком язычка водить по верхним резцам из стороны в сторону.

1.4 «Иголка» –   узкий язычок   тянем вперед. Держим под счет до 10.

1.5 «Блинчик» – широкий язычок лежит  на нижней губе. Держать  под счет до 10.

1.6 «Птенчики» – ротик  открыть, язычок  спокойно лежит во рту. Под счет до 10.

  1. 2. Тематические задания на развитие словаря и связной речи:

Тема «Посуда».

2.1 Упражнение. Изучаем и рассматриваем вместе с ребёнком предметы посуды, называем целое и части посуды.

2.2 Игра «Найди лишнее?»

Чашка, блюдце, чай, сахарница.

Хлебница, тарелка, вилка, ведро.

2.3 Игра «Что где лежит?»

Масло – в маслёнке;

селёдка – в селёдочнице;

соль – в солонке.

  1. Задания на запоминание графических образов букв:

3.1 Лепим из пластилина буквы, выкладываем из палочек, спичек, вырезаем из цветной бумаги.

3.2 Закрытыми глазами обводим пальцем выпуклые буквы, угадываем их.

3.3 Рисуем на ладони ребенка буквы. Он угадывает их с закрытыми глазами.

3.4 Игры на узнавание букв «Перечёркнутые буквы», «Перевёрнутые буквы», «Каких букв больше», «Зеркальные буквы».

3.5 Дидактическая игра  «Допиши букву». 

3.6 Игра «Какой буквы не стало». Запомни, как лежат буквы. Закрой глаза,  какой буквы не стало?

  1. Коррекция навыка чтения.

4.1 Слоги перепутались. Восстанови слова: ро, ва, ко (корова), та, за, бо (забота), то, ло, бо (болото), ри, ла, пе (перила), ны, го, ва (вагоны), за, бе, рё (берёза), пу, ста, ка (капуста), вар, мо, са (самовар).

4.2 Составь слова из слогов: зи,ма, лу,на, по,ле, ру,ка, ле,то, мо,ре, ба,ня, ча,сы, ва,та, пу,ля, ре,ка, му,ха, ми,мо,за, мо,ло,ко, ка,се,та, хо,ро,шо, ло,па,та, пи,ро,ги; се,реб,ро, ко,роб,ка, и т. д.

 

Автор-разработчик:

учитель-логопед Пшеничная Олеся Васильевна