«Самое  прекрасное зрелище на свете-вид ребёнка,

уверенно идущего  по жизненной дороге   после того,

как вы показали ему путь»                        

(Конфуций)

 

Английский  психоаналитик  Д. Винникотт   уделял  особое внимание  степени эмоциональных взаимоотношений при совместной деятельности  матери и ребёнка  на первом году его жизни и доказал, что они   формируют  его жизненную модель  поведения в будущем.

Понятие  «совместная деятельность»  раскрыто в трудах  отечественного учёного Л.С. Выгодского,  как  фактор,  оказывающий  большое влияние на развитие  детей, в результате которого происходит «присвоение социального опыта».

Когда взрослый выполняет домашние дела, а ребёнок  так хочет его внимания, возможно,  некоторые упражнения  будут ему интересны.

 

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей.

  • Упражнение «Угадай, о чём я думаю!».

Взрослый, чтобы  заинтересовать  ребенка, предлагает поиграть в волшебников, которые угадывают мысли другого человека. Этим волшебником будет ребёнок. Взрослый говорит три слова, а ребёнок  составляет из них предложение. Например:  «Дети, двор, играть»  или  «Хорошо, погода, улица».

Ребёнок придумывает: «Дети играют во дворе»  или «На улице хорошая погода».

Это упражнение, кроме  мышления и  речи, формирует грамматический строй с использованием предлогов, развивает пространственные представления.

  • Игра «Собери по  размеру».

Если на кухне есть богатый арсенал кастрюль, то можно предложить ребёнку  собрать их по размеру.  После того, как малыш составит кастрюли от большой к маленькой, пусть назовёт цвет самой большой (самой маленькой). Если кастрюли одного цвета – просто покажет. А потом – спрячет маленькие кастрюли: сложит от маленькой к большой и посчитает их, назвав конечный результат. Можно задать вопрос ребенку «Что станет с количеством кастрюль, если папа ещё подарит 1 (2)?» (Кастрюль станет больше!).

С помощью этой игры у ребёнка формируются элементарные математические навыки (счёт), представления о размере предмета, мышление обогащается словарным запасом, развивается речь.

  • Упражнение «Укрась блюдо».

 В выходной день, когда  мама готовит кашу, ребёнок может украсить блюдо замороженными ягодами, сгущённым молоком, фруктами, вареньем, цукатами. Так же интересно украшать бутерброды, салаты.

            

 

Это занятие  поспособствует развитию творческого воображения, точности мелкой моторики рук,  здоровому пищеварению.

  Поэтому важно привлекать ребёнка  к  участию в  необходимых  «взрослых»  делах, превращая  их в  совместное  увлекательное приключение или  в весёлую игру.

  • Викторина «Кто больше назовёт признаков (действий) к слову  капуста».

Во время приготовления пищи, можно провести викторину «Кто больше назовёт признаков (действий)  к  слову  капуста» (любой продукт,  который есть на столе). (Капуста – круглая, спелая, зеленая, твердая и т.д.)

Если ребёнок дошкольного возраста, то эта игра  будет способствовать  развитию  мышления, речи, обогащению  словарного  запаса,  формированию  грамматического  строя  речи.

Если  ребёнок  младшего  школьного возраста, то кроме вышеперечисленного,  викторина  поможет  в учёбе  легко освоить части речи.

  • Игра «Что такое?».

В данную развивающую игру можно поиграть с любыми предметами,  находящимися поблизости.

Взрослый называет  форму, цвет и размер предмета, а ребёнок  должен его угадать. Если угадал, то сам  загадывает предмет, а взрослый отгадывает. Например:  «Что такое: оранжевая, треугольная, большая?» (морковь)  или «Прямоугольное, белое, большое» (окно).

Интереснее, если  участвует не один,  а два ребёнка – можно устроить настоящее соревнование!

 

Любое совместное занятие: будь то настольная игра, подготовка праздничного обеда или  просмотр диафильма  вместе с родителями –  способствует укреплению семейных отношений. Особенно, если  это происходит традиционно.

Совместное творчество  дарит массу положительных эмоций, позволяет ребёнку выразить себя, почувствовать свои силы. Играя вместе, ребёнок получает уроки общения, усваивает нормы  поведения, учится выигрывать и проигрывать с достоинством – развивается и воспитывается. 

 

Автор – разработчик: учитель-дефектолог Котюхова Т.П.