Низкая школьная мотивация – одна из самых серьезных проблем в обучении.

Мотивация к школьному обучению бывает внутренней и внешней.

Внешняя мотивация предполагает  использование методов наказания и поощрения, создание ситуаций, не связанных с самим процессом получения знаний. Например, поход в кино или прогулка за хорошие отметки. Это действенный, но кратковременный способ повышения мотивации.

Внутренняя мотивация ориентирована на сам процесс обучения, познания или овладения новым навыком. Это более трудоемкий подход, но его результативность не только способствует выработке определенных волевых качеств, но формирует у ребенка позитивное отношение к процессу обучения в целом. Таким образом, внутренняя мотивация включает в себя познавательные мотивы (желание и интерес), социальные мотивы (успешность, престиж, материальная выгода), мотивацию достижения (высокие результаты, желание быть первым),  мотивацию избегания неудачи (хорошие отметки не дают возможности возникновению трудностей).

Снижение школьной мотивации говорит о том, что ребенок не в силах самостоятельно справляться в процессе обучения, ввиду чего закрепляется ситуация неуспеха.

Хочу ли я идти туда, где мне плохо? Конечно же, нет. Так же поступит и школьник, ранее не имевший опыта неудач и впервые столкнувшийся с трудностями.

Ситуация успеха – это целенаправленное создание благоприятных для ребенка условий, при которых каждый ребенок чувствует себя комфортно в процессе любого обучения, приобретения нового опыта, закрепления незнакомого навыка.

Успех в обучении – единственный источник внутренних сил ребенка, формирующий желание преодолевать трудности, несмотря на неуспешные попытки в предыдущем опыте.

Ребенок оценивает себя так, как его оценивают взрослые, поэтому, повышая мотивацию ребенка,

избегайте:

— соревновательного процесса, работы на время;

— сравнений ребенка с окружающими;

— излишних требований, наказаний, замечаний и упреков;

— повышенных тонов, излишней эмоциональности.

старайтесь:

— чаще хвалить, объясняя его заслуги;

— обращаться по имени;

— объяснять на собственных примерах уверенного поведения;

 

Уважаемые родители! Возьмите на заметку!

В начальной школе:

  1. Формируйте стремление ребенка стать школьником, объясняя все перспективы процесса обучения.
  2. Закрепляйте правила ответственного поведения и отношения к учебе, объясняя необходимость и целесообразность соблюдения этих правил.
  3. Закрепляйте мотивацию на успех даже в ситуации неуспешной деятельности, обучая ребенка поиску причин возникновения школьных трудностей. (Все иногда ошибаются, ты поступил таким образом, а как нужно было поступить?).
  4. Составляйте распорядок или режим дня, позволяя ребенку не только его соблюдать, но и дополнять, изменять его, так, чтобы он мог фиксировать свои успехи и неуспехи, планировать и организовывать свою деятельность.
  5. Поддерживайте в ребенке инициативу и стремление, желание добиться успеха.
  6. Каждый день находите, за что можно похвалить ребенка.
  7. Если Вас что-то беспокоит, не стесняйтесь обратиться к учителю или школьному психологу.
  8. Уважайте мнение ребенка, прививая уважение к сверстникам и взрослым.
  9. Планируйте день так, чтобы у ребенка была возможность, отдохнуть, поиграть, заняться любым делом, посетить кружки и секции.

 

С 5-го по 11 классы:

  1. Создавайте условия для развития самостоятельности и ответственности. Ребенок должен знать не только права, но и обязанности, за которые он несет ответственность.
  2. Поддерживайте авторитет учителя.
  3. Интересуйтесь жизнью ребенка ненавязчиво, уважая его желание на личное пространство.
  4. Обсуждайте с ребенком его школьную жизнь, интересы, дружеские отношения, показывая, что вы всегда готовы прийти на помощь.
  5. Помогайте грамотно распределять и планировать свое время, чтобы оставалось время для отдыха, хобби и развлечений.
  6. Обсуждайте с ребенком возникающие трудности, пути их решения и перспективы его обучения.

 

Помните!

  1. Требования к ребенку должны соответствовать его возможностям.
  2. Если запрещаете что-либо из того, что не запрещали раньше, объясняйте и аргументируйте.
  3. Ежедневно отмечайте его достоинства, успехи и достижения ребенка.
  4. Сравнивайте поступки ребенка только с его предыдущими поступками.
  5. Говорите ребенку о том, как сильно Вы его любите, верите в его силы и гордитесь им.

 

Автор – разработчик: педагог-психолог Кузина О. А.