Тревожность — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенности, необходимости формирования нового эталона поведения, которое проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога обычно сопровождается ощущением напряжения, пессимистическим настроением, низкой мотивацией в преодолении трудностей, ожиданиями неудач и неприятностей.

«Не хочу идти в школу!» — такую фразу родители всё чаще слышат от своих детей. Почему ребенку там плохо? Что его беспокоит? Что мешает приобретать новые знания? Ответ на эти вопросы может быть только индивидуален. Каждый ребенок по-своему воспринимает жизненные трудности.

По мнению родителей, нет ничего проще, чем приходить в школу и получать готовые знания, а затем просто закреплять их на практике.

Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды.

О причинах возникновения тревожности школьников мы можем говорить, изучая три компонента развития личности ребенка – личностный, социальный и коммуникативный.

 Набор индивидуально-типологических особенностей личности (особенности физиологического развития и набор психологических черт характера) ребенка напрямую связан с уровнем адаптации ребенка, как к школе, так и к любым новым стрессовым ситуациям.

Каждый ребенок индивидуален, собственно, как и подход к нему. Именно поэтому каждому взрослому важно уметь отличать поведение ребенка с тревожно-мнительным типом личности (уровень тревожности повышен независимо от сложившихся обстоятельств) от ребенка, тревога которого связана с неумением благополучно справляться со стрессовыми ситуациями. 

Большое значение имеет и социально-психологическая обстановка, в которой находится ребенок. Неблагополучие в семье, гиперопекающий или попустительский стиль воспитания, большие нагрузки в школе, всё это формирует определенный способ поведения, основанный на защитных реакциях организма школьника.

Уровень тревожности может повышаться и при возникновении психоэмоционального напряжения у школьника в целом, когда ребенок пока ещё не получил необходимого опыта для решения определенных жизненных трудностей и не видит достойного примера со стороны взрослых, оказывается в ситуации давления или педагогической запущенности (проблемы в семье или с учителем).

Сфера общения является одной из важнейших составляющих благополучной социализации ребенка в обществе.

Школьные трудности, связанные с выполнением определенных интеллектуальных заданий, способствуют снижению учебной мотивации («зачем что-то учить, если всё равно будет двойка»), а также препятствуют благоприятному процессу коммуникации (ребенка обзывают, задевают, высмеивают или игнорируют).

 

Родителям на заметку!

Общаясь с тревожным ребенком, помните, важно повышать самооценку в ситуациях возникновения неудач и трудностей, учить ребенка управлять своими мыслями, эмоциями и поведением, снимать напряжение и хвалить за малейшие достижения, мотивируя на успех.

  1. Мотивация на каждый день прибавит сил и уверенности.
  2. Научите ребенка ставить маленькие цели и постепенно их усложняйте.
  3. Учите ребенка правильно рассуждать: «Я не умею рисовать = Я умею рисовать не так, как другие / умею рисовать, но по-другому».
  4. Собственный пример решения трудностей – это та модель поведения, которая закрепляется у ребенка.
  5. Рассказывайте о пользе ошибок, о том, что ошибки совершают смелые люди, которые пробуют справляться с трудностями, даже если не уверены в успехе. Рассуждайте и обсуждайте, чему учат эти ошибки.
  6. Хвалите и гордитесь даже малейшими достижениями своего ребенка.
  7. Учите своих детей принимать свои слабости и пользоваться своими сильными качествами, мотивируя ребенка на успех, пусть и маленький.

 

Не ребенок должен Вас понимать, а Вы ребенка.

Только потому, что Вы были ребенком, а ребенок еще не был взрослым!

 

Автор – разработчик: педагог-психолог Кузина О. А.