Понятие  «адаптация» обозначает приспособление к условиям изменившейся внешней среды.  Это процесс и результат  сложного пути привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности. 

Начало школьного обучения – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей, ведь от того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, мотивация обучения, высокая самооценка, потребность в личностном успехе и даже здоровье.

         С поступлением в школу полностью меняется жизнь ребенка. Давайте рассмотрим, каковы эти изменения?

  1. Меняется социальная ситуация и статус ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника была игра, теперь на первое место выходит учебная деятельность.

Возрастает потребность в самостоятельности, активности и инициативе. Ребёнок хочет перейти на новый уровень в общении со взрослыми. Свое новое положение он осознает, гордится тем, что стал взрослым и ему приятно изменившееся отношение к нему со стороны взрослых. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».

  1. Увеличивается круг общения. Появляются новые значимые люди. Ребенку необходимо не только познакомиться с одноклассниками и учителем, но и построить с ними отношения.
  2. Возрастают требования к ребенку и расширяется круг его обязанностей. Ребёнок сталкивается с новой формой организации его времени. Режим и распорядок дня, расписание уроков, разные требования к каждому уроку как материально-технические, так и эмоционально-волевые. На уроках нужно внимательно и спокойно слушать учителя 40 – 45 минут, а ведь устойчивая концентрация внимания в этом возрасте 20 — 25 минут. Необходимо не только внимательно слушать, но и работать четко по инструкции учителя. Поэтому высидеть урок  первокласснику просто физически тяжело. На переменах, в период отдыха также нужно соблюдать правила поведения в школе: не бегать и не кричать. В обязанности школьника входит еще и выполнение домашних заданий, которых немало. При этом самостоятельно планировать свою работу и собирать портфель. Все это требует от первоклассника ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.

Адаптация включает три составляющие:

  • физиологическую,
  • психологическую,
  • социальную (личностную).

Все составляющие адаптации тесно взаимосвязаны. Недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, состоянии здоровья первоклассника и  его работоспособности. В норме процесс адаптации проходит от двух месяцев до полугода.

 

Физиологическая адаптация

Первые 2 — 3 недели — это самое тяжелое время для ребенка. Большая физическая и психическая нагрузка в сочетании с малым временем для отдыха и свободного времени приводит к тому, что организм ребенка отвечает на это значительным напряжением всех своих систем. Постепенно организм подстраивается и находит приемлемые варианты реакций на новые условия и  возможность снять физическое напряжение, а еще через время — реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Дезадаптация (т.е. не успешная адаптация) на физиологическом уровне может проявляться следующим образом:

  • головные боли,
  • усталость,
  • плохой сон,
  • потеря веса,
  • снижение артериального давления или значительное его повышение,
  • снижение аппетита,
  • появление шумов в сердце.

Как помочь?

  1. Составьте с ребенком режим дня. Совместное составление важно для ребенка так как это сподвигнет к соблюдению режима.
  2. После школы первокласснику необходимо пообедать. Обязательно смените вид деятельности. Не нужно делать уроки сразу после школы. Дайте возможность ребенку отдохнуть, побыть на воздухе, побегать во дворе, провести время в активных играх, движении. Ведь двигательная активность для ребенка — это его нормальный рост и развитие. По мнению педиатров и детских невропатологов, ребенок должен активно двигаться 3 — 4 часа в день. Специальные исследования показали, что если школьник много двигается, бывает на свежем воздухе, ежедневно занимается физическими упражнениями, то у такого ребенка отмечаются большие прибавки в росте, значительное увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная ёмкость лёгких и сила мышц.
  3. Для детей ослабленных лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате.
  4. Вечером уложите ребенка спать не позже 9 часов вечера. Чтобы избежать перевозбуждения и истощения нервной системы исключите компьютер и телевизор перед сном. Детям 7 лет необходимо спать не менее 11 часов в сутки.
  5. Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходима соответствующая мебель и освещение. Прививайте ребенку навыки личной гигиены, умение обслуживать себя, готовить для работы нужные тетрадки и принадлежности, организовывать рабочее место, а затем убирать его за собой.
  6. У мозговой активности человека в течение суток имеется два пика: 9 — 12 часов и 16 — 18 часов. Это и есть то время, когда наиболее эффективно домашнее задание. Через каждые полчаса ребенку необходимы 5 минутные перерывы.

 

Психологическая адаптация

Если у ребенка фактически все время ровное хорошее настроение, он спокоен, приветлив, доброжелателен, без напряжения и с интересом выполняет школьные обязанности,  мы можем говорить о благоприятной адаптации.

Но если же первоклассник  ни с того ни с сего начинает капризничать, даже истерить  по совершенно непонятным причинам,  откуда-то возникают резкие перепады настроения или несвойственная ему замкнутость, отчужденность, то скорее всего у Вашего ребенка  стресс. Стресс — это сильное воздействие на нервную систему, переходящее границы адаптивных возможностей. Капризы ребенка  — это способ привлечь к себе внимание. Выразить свои чувства и сказать Вам о своем психологическом дискомфорте ребенок пока не может,  потому что он и сам не понимает того что с ним происходит.

Сам процесс психологической адаптации складываете из эмоционального настроя родителей и  их отношения к школе. Очень часто родители связывают со школой только негативные переживания, и, делясь своим опытом, описывают школьные годы в «мрачных тонах» и тем самым запугивают ребенка. А для успешной адаптации  необходимые положительные эмоции.

Есть и обратная сторона: излишне оптимистичное отношение родителей рождает радужные представления о школе и у ребенка. Родитель рассказывает как все в школе легко и радостно. В результате первоклассник совсем не ожидает проблем и, столкнувшись с первыми трудностями, разочаровывается в школе. И не просто в школе, но и в себе. Ведь он уверен, что все дети с  поставленными задачами справляются легко, и только у него это не получается.

Как помочь?

  1. Показывайте свою любовь и безусловное приятие вне зависимости от школьных успехов и неуспехов. Конечно, Вы озабочены оценками своего первоклассника, но не демонстрируйте это ребенку. В данный период важность школьных отметок не должна выходить на первый план. Просто интересуйтесь его делами, не оценивая его, и подбадривайте. Будьте терпеливы в ожидании успехов.
  2. Помогите ребенку справляться с трудностями обучения (домашними заданиями). Важно, чтобы сначала он попробовал сам выполнить домашнюю работу, и только после того, как у него не получилось, помогите ему. Если же Вы приучите ребенка садиться за уроки вместе, то у него не сформируется привычка к самостоятельной работе. При планировании времени на подготовку уроков принимайте во внимание темперамент и характер ребенка. От них зависит темп его работы, особенности усваивания школьного материала.
  3. Не кричите на ребенка и тем более не наказывайте его физически. Если Вы столкнулись с агрессией или упрямством, просто поговорите с ребенком в спокойном тоне. Избегайте конфликтных ситуаций. Лучше сказать нейтральную фразу: «Ты сейчас раздражен, и вряд ли у нас получится разговор. Мы вернёмся к нему, когда ты успокоишься».
  4. Делитесь с ребенком своими впечатлениями о школе. Расскажите о том, что и у Вас были трудности, какие, свои первые впечатления о школе, как Вы эти трудности преодолевали, что помогло. Так ребенок почувствует, что сможет получить от Вас помощь и поддержку, ведь Вы его понимаете, а возможно использовать Ваш опыт.
  5. Избегайте непосильных дополнительных нагрузок. По возможности в период адаптации не перегружайте ребенка кружками и секциями. Подождите, дайте ему справиться с новой обстановкой.
  6. Проговорите с ребенком простой алгоритм действий в затруднительных ситуациях в школе. Именно это ему понадобится на первых порах, пока он не знает, как правильно поступать:

— Если чего-то не успел, скажи учительнице.

— Если чего-то не понял, спроси.

— Если не понял задание, попроси повторить.

Учите ребенка задавать вопросы. Объясните ему, что спрашивать совершенно не стыдно.

 

Социальная адаптация

Социальная (личностная) адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль – роль школьника.  Социальная адаптация достигается целым рядом условий:

  1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат.
  2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих.
  3. Формирование навыков правильно оценивать свои действия и действия одноклассников. В этом возрасте ребенок стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у него формируется самооценка. Без нее невозможно становление личности.

Формирование  учебной мотивации на фоне низкого уровня школьной тревожности и позитивных представлений ребенка о себе.

Как помочь?

  1. Помогите ребёнку сформировать положительную самооценку. В этот сложный период дети особенно чувствительны к реакции значимых взрослых на их поведение, способности и возможности.

В период формирования самооценки она складывается из оценки окружающих. Если родители принимают и ободряют школьника, транслируя посыл «ты хороший», даже если у тебя сегодня не получилось, то у ребенка формируется чувство позитивного самовосприятия. Если же осуждают и критикуют  «ты плохой» и ничего не можешь —  чувство неполноценности и заниженная самооценка. Оценивайте не ребенка целиком, вешая ярлыки, например, «ты ленивый», а его конкретный поступок – «ты плохо написал буквы, потому что не постарался, и у тебя не получилось». Объясняйте,  что любая неудача это временно. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка, с самим собой вчерашним.

  1. Поддерживайте контакт с учителем. Создавайте в глазах ребенка его непререкаемый авторитет и никогда не высказывайтесь о нём неуважительно, особенно в присутствии ребёнка. Спокойно воспринимайте замечания учителя и учите ребенка тому же. Внимательно выслушивайте и просите совета.
  2. Поощряйте желание ребенка общаться с одноклассниками во внеурочное время, созваниваться с ними «не по делу», вместе гулять. Внимательно слушайте рассказы ребенка о школьных взаимоотношениях. При возникновении недопонимания и конфликтов подсказывайте алгоритм действия ребенка для урегулирования ситуации. Периодически интересуйтесь не только учебой, но и коллективной работой, совместной подготовкой и проведением школьных праздников и экскурсий.

 

Уважаемые родители! Оценить успешность адаптации ребенка Вы можете сами, проведя рисуночный тест. Предложите ребенку нарисовать «Школу зверей». Рисование для младших школьников привычно и интересно, а эта проективная методика проста в исполнении. Анализ изображен­ного дает возможность сделать некоторые предполо­жения о тех трудностях, которые возникли у ребенка в  про­цессе учебной деятельности. Ребенок работает цветными карандашами.

Инструкция.  «Сегодня  мы с тобой совершим удивитель­ное путешествие в волшебный лес. Сядь поудобнее, закрой глаза, рас­слабься. Представь, что мы оказа­лись на сказочной лесной полянке. На полянке ты видишь «Школу зверей». Посмотри­ внимательно:-  Что за  звери учатся в этой школе? — А какой зверь в ней учитель? — Чем занимаются ученики? — А каким животным ты видишь себя?

Возьми карандаши и бумагу и попробуй  нарисовать то, что видел. Рассмотри  внимательно свой рисунок и найдите то животное, которым мог бы быть ты. Рядом с ним поставьте букву «я».

Анализ изображения. Внимательно рассмотрите рисунок. Его анализ проводится по следующим критериям.

1. Положение рисунка на листе. Ближе к верхнему краю листа —  высокая самооценка, недовольство сво­им положением в коллективе, недостаточность призна­ния со стороны окружающих.

В нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.

На средней линии, то у ре­бенка все в норме.

2. Контуры фигур.

 

На контурах фигур ищем выступы,  щиты, панцирь, иглы, прорисов­ку и затемнение линий — все это защита от окружа­ющих.

Острые углы линий — агрессивная защита.

Затемне­ние контурной линии — страхилитревога.

Поставлены щиты, заслоны — опасение, подозрительность.

3. Нажим. Стабильность нажимаговорито спокойствии.

Слабый нажим, разорванность линийпроявление   неуверенности.

Очень силь­ный нажим, ребенок часто стирает, наличие обводов, лист помят —  напряженность, тревожность.

4. Наличие деталей, соответствующих орга­нам чувств: глаза, уши, рот.

 

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии инфор­мации.

Изображение ушей говорит о заинтересованности в ин­формации, особенно касающейся мнения окружающих о себе.

 Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов.

Не имеет рта — сложности в самовыражении.

Зубы, когти, иглы — признак агрессии.

5. Взаимодействие  персо­нажей между собой.

 

Животные вступают в различные отно­шения друг с другом (играют или изображены в учебной деятельности) и отсутствуют разделяющие линий между ними — благоприятные взаимоотношени­я с одноклассниками.

Присутствуют разделяющие линии между зверями, или большое расстояние между ними —  о трудности в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учи­телем и животным, изображающим ребенка.

 

Близкое расположение фигуры учителя и уче­ника по отношению друг к другу: эмоциональная близость контактность, взаимодействие.

Далекое  расположение фигуры учителя и уче­ника по отношению друг к другу —  отсутствие взаимоотношений.

Учитель большой, ребенок маленький — авторитарность учителя.

Учитель и ученик приблизительно одного размера — уважение к ученику.

Посмотрите, кого ребенок выбрал учителем: сову или крокодила?

7. Изображение учебной деятельности.

 

Отсутствие  изображения учебной деятель­ности — школа привлекает ре­бенка внеучебными сторонами.

Нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности — у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Выбор цвета

 

Яркие, жизнерадостные тона — о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе.

Мрач­ные тона — о неблагополучии и угнетенном состоянии.

 

В период школьной адаптации Вашего первоклассника важно помнить, что внимательное отношение к состоянию ребенка и возникающим трудностям, готовность помочь и поддержать, спокойствие родителей, любящее слово, доброжелательное отношение к школе поможет ребёнку легче справиться со всеми трудностями. Если же Вы видите, что ребенок хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

 

Автор-составитель:  педагог-психолог Семерникова Н.А.