Понятие «адаптация» обозначает приспособление к условиям изменившейся внешней среды. Это процесс и результат сложного пути привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.
Начало школьного обучения – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей, ведь от того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, мотивация обучения, высокая самооценка, потребность в личностном успехе и даже здоровье.
С поступлением в школу полностью меняется жизнь ребенка. Давайте рассмотрим, каковы эти изменения?
- Меняется социальная ситуация и статус ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника была игра, теперь на первое место выходит учебная деятельность.
Возрастает потребность в самостоятельности, активности и инициативе. Ребёнок хочет перейти на новый уровень в общении со взрослыми. Свое новое положение он осознает, гордится тем, что стал взрослым и ему приятно изменившееся отношение к нему со стороны взрослых. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».
- Увеличивается круг общения. Появляются новые значимые люди. Ребенку необходимо не только познакомиться с одноклассниками и учителем, но и построить с ними отношения.
- Возрастают требования к ребенку и расширяется круг его обязанностей. Ребёнок сталкивается с новой формой организации его времени. Режим и распорядок дня, расписание уроков, разные требования к каждому уроку как материально-технические, так и эмоционально-волевые. На уроках нужно внимательно и спокойно слушать учителя 40 – 45 минут, а ведь устойчивая концентрация внимания в этом возрасте 20 — 25 минут. Необходимо не только внимательно слушать, но и работать четко по инструкции учителя. Поэтому высидеть урок первокласснику просто физически тяжело. На переменах, в период отдыха также нужно соблюдать правила поведения в школе: не бегать и не кричать. В обязанности школьника входит еще и выполнение домашних заданий, которых немало. При этом самостоятельно планировать свою работу и собирать портфель. Все это требует от первоклассника ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.
Адаптация включает три составляющие:
- физиологическую,
- психологическую,
- социальную (личностную).
Все составляющие адаптации тесно взаимосвязаны. Недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, состоянии здоровья первоклассника и его работоспособности. В норме процесс адаптации проходит от двух месяцев до полугода.
Физиологическая адаптация
Первые 2 — 3 недели — это самое тяжелое время для ребенка. Большая физическая и психическая нагрузка в сочетании с малым временем для отдыха и свободного времени приводит к тому, что организм ребенка отвечает на это значительным напряжением всех своих систем. Постепенно организм подстраивается и находит приемлемые варианты реакций на новые условия и возможность снять физическое напряжение, а еще через время — реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Дезадаптация (т.е. не успешная адаптация) на физиологическом уровне может проявляться следующим образом:
- головные боли,
- усталость,
- плохой сон,
- потеря веса,
- снижение артериального давления или значительное его повышение,
- снижение аппетита,
- появление шумов в сердце.
Как помочь?
- Составьте с ребенком режим дня. Совместное составление важно для ребенка так как это сподвигнет к соблюдению режима.
- После школы первокласснику необходимо пообедать. Обязательно смените вид деятельности. Не нужно делать уроки сразу после школы. Дайте возможность ребенку отдохнуть, побыть на воздухе, побегать во дворе, провести время в активных играх, движении. Ведь двигательная активность для ребенка — это его нормальный рост и развитие. По мнению педиатров и детских невропатологов, ребенок должен активно двигаться 3 — 4 часа в день. Специальные исследования показали, что если школьник много двигается, бывает на свежем воздухе, ежедневно занимается физическими упражнениями, то у такого ребенка отмечаются большие прибавки в росте, значительное увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная ёмкость лёгких и сила мышц.
- Для детей ослабленных лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате.
- Вечером уложите ребенка спать не позже 9 часов вечера. Чтобы избежать перевозбуждения и истощения нервной системы исключите компьютер и телевизор перед сном. Детям 7 лет необходимо спать не менее 11 часов в сутки.
- Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходима соответствующая мебель и освещение. Прививайте ребенку навыки личной гигиены, умение обслуживать себя, готовить для работы нужные тетрадки и принадлежности, организовывать рабочее место, а затем убирать его за собой.
- У мозговой активности человека в течение суток имеется два пика: 9 — 12 часов и 16 — 18 часов. Это и есть то время, когда наиболее эффективно домашнее задание. Через каждые полчаса ребенку необходимы 5 минутные перерывы.
Психологическая адаптация
Если у ребенка фактически все время ровное хорошее настроение, он спокоен, приветлив, доброжелателен, без напряжения и с интересом выполняет школьные обязанности, мы можем говорить о благоприятной адаптации.
Но если же первоклассник ни с того ни с сего начинает капризничать, даже истерить по совершенно непонятным причинам, откуда-то возникают резкие перепады настроения или несвойственная ему замкнутость, отчужденность, то скорее всего у Вашего ребенка стресс. Стресс — это сильное воздействие на нервную систему, переходящее границы адаптивных возможностей. Капризы ребенка — это способ привлечь к себе внимание. Выразить свои чувства и сказать Вам о своем психологическом дискомфорте ребенок пока не может, потому что он и сам не понимает того что с ним происходит.
Сам процесс психологической адаптации складываете из эмоционального настроя родителей и их отношения к школе. Очень часто родители связывают со школой только негативные переживания, и, делясь своим опытом, описывают школьные годы в «мрачных тонах» и тем самым запугивают ребенка. А для успешной адаптации необходимые положительные эмоции.
Есть и обратная сторона: излишне оптимистичное отношение родителей рождает радужные представления о школе и у ребенка. Родитель рассказывает как все в школе легко и радостно. В результате первоклассник совсем не ожидает проблем и, столкнувшись с первыми трудностями, разочаровывается в школе. И не просто в школе, но и в себе. Ведь он уверен, что все дети с поставленными задачами справляются легко, и только у него это не получается.
Как помочь?
- Показывайте свою любовь и безусловное приятие вне зависимости от школьных успехов и неуспехов. Конечно, Вы озабочены оценками своего первоклассника, но не демонстрируйте это ребенку. В данный период важность школьных отметок не должна выходить на первый план. Просто интересуйтесь его делами, не оценивая его, и подбадривайте. Будьте терпеливы в ожидании успехов.
- Помогите ребенку справляться с трудностями обучения (домашними заданиями). Важно, чтобы сначала он попробовал сам выполнить домашнюю работу, и только после того, как у него не получилось, помогите ему. Если же Вы приучите ребенка садиться за уроки вместе, то у него не сформируется привычка к самостоятельной работе. При планировании времени на подготовку уроков принимайте во внимание темперамент и характер ребенка. От них зависит темп его работы, особенности усваивания школьного материала.
- Не кричите на ребенка и тем более не наказывайте его физически. Если Вы столкнулись с агрессией или упрямством, просто поговорите с ребенком в спокойном тоне. Избегайте конфликтных ситуаций. Лучше сказать нейтральную фразу: «Ты сейчас раздражен, и вряд ли у нас получится разговор. Мы вернёмся к нему, когда ты успокоишься».
- Делитесь с ребенком своими впечатлениями о школе. Расскажите о том, что и у Вас были трудности, какие, свои первые впечатления о школе, как Вы эти трудности преодолевали, что помогло. Так ребенок почувствует, что сможет получить от Вас помощь и поддержку, ведь Вы его понимаете, а возможно использовать Ваш опыт.
- Избегайте непосильных дополнительных нагрузок. По возможности в период адаптации не перегружайте ребенка кружками и секциями. Подождите, дайте ему справиться с новой обстановкой.
- Проговорите с ребенком простой алгоритм действий в затруднительных ситуациях в школе. Именно это ему понадобится на первых порах, пока он не знает, как правильно поступать:
— Если чего-то не успел, скажи учительнице.
— Если чего-то не понял, спроси.
— Если не понял задание, попроси повторить.
Учите ребенка задавать вопросы. Объясните ему, что спрашивать совершенно не стыдно.
Социальная адаптация
Социальная (личностная) адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль – роль школьника. Социальная адаптация достигается целым рядом условий:
- Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат.
- Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих.
- Формирование навыков правильно оценивать свои действия и действия одноклассников. В этом возрасте ребенок стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у него формируется самооценка. Без нее невозможно становление личности.
Формирование учебной мотивации на фоне низкого уровня школьной тревожности и позитивных представлений ребенка о себе.
Как помочь?
- Помогите ребёнку сформировать положительную самооценку. В этот сложный период дети особенно чувствительны к реакции значимых взрослых на их поведение, способности и возможности.
В период формирования самооценки она складывается из оценки окружающих. Если родители принимают и ободряют школьника, транслируя посыл «ты хороший», даже если у тебя сегодня не получилось, то у ребенка формируется чувство позитивного самовосприятия. Если же осуждают и критикуют «ты плохой» и ничего не можешь — чувство неполноценности и заниженная самооценка. Оценивайте не ребенка целиком, вешая ярлыки, например, «ты ленивый», а его конкретный поступок – «ты плохо написал буквы, потому что не постарался, и у тебя не получилось». Объясняйте, что любая неудача это временно. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка, с самим собой вчерашним.
- Поддерживайте контакт с учителем. Создавайте в глазах ребенка его непререкаемый авторитет и никогда не высказывайтесь о нём неуважительно, особенно в присутствии ребёнка. Спокойно воспринимайте замечания учителя и учите ребенка тому же. Внимательно выслушивайте и просите совета.
- Поощряйте желание ребенка общаться с одноклассниками во внеурочное время, созваниваться с ними «не по делу», вместе гулять. Внимательно слушайте рассказы ребенка о школьных взаимоотношениях. При возникновении недопонимания и конфликтов подсказывайте алгоритм действия ребенка для урегулирования ситуации. Периодически интересуйтесь не только учебой, но и коллективной работой, совместной подготовкой и проведением школьных праздников и экскурсий.
Уважаемые родители! Оценить успешность адаптации ребенка Вы можете сами, проведя рисуночный тест. Предложите ребенку нарисовать «Школу зверей». Рисование для младших школьников привычно и интересно, а эта проективная методика проста в исполнении. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у ребенка в процессе учебной деятельности. Ребенок работает цветными карандашами.
Инструкция. «Сегодня мы с тобой совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядь поудобнее, закрой глаза, расслабься. Представь, что мы оказались на сказочной лесной полянке. На полянке ты видишь «Школу зверей». Посмотри внимательно:- Что за звери учатся в этой школе? — А какой зверь в ней учитель? — Чем занимаются ученики? — А каким животным ты видишь себя?
Возьми карандаши и бумагу и попробуй нарисовать то, что видел. Рассмотри внимательно свой рисунок и найдите то животное, которым мог бы быть ты. Рядом с ним поставьте букву «я».
Анализ изображения. Внимательно рассмотрите рисунок. Его анализ проводится по следующим критериям.
1. Положение рисунка на листе. | Ближе к верхнему краю листа — высокая самооценка, недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
В нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка. На средней линии, то у ребенка все в норме. |
2. Контуры фигур.
|
На контурах фигур ищем выступы, щиты, панцирь, иглы, прорисовку и затемнение линий — все это защита от окружающих.
Острые углы линий — агрессивная защита. Затемнение контурной линии — страхилитревога. Поставлены щиты, заслоны — опасение, подозрительность. |
3. Нажим. | Стабильность нажимаговорито спокойствии.
Слабый нажим, разорванность линий — проявление неуверенности. Очень сильный нажим, ребенок часто стирает, наличие обводов, лист помят — напряженность, тревожность. |
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств: глаза, уши, рот.
|
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации.
Изображение ушей говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Не имеет рта — сложности в самовыражении. Зубы, когти, иглы — признак агрессии. |
5. Взаимодействие персонажей между собой.
|
Животные вступают в различные отношения друг с другом (играют или изображены в учебной деятельности) и отсутствуют разделяющие линий между ними — благоприятные взаимоотношения с одноклассниками.
Присутствуют разделяющие линии между зверями, или большое расстояние между ними — о трудности в построении контактов с другими учениками. |
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.
|
Близкое расположение фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу: эмоциональная близость контактность, взаимодействие.
Далекое расположение фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу — отсутствие взаимоотношений. Учитель большой, ребенок маленький — авторитарность учителя. Учитель и ученик приблизительно одного размера — уважение к ученику. Посмотрите, кого ребенок выбрал учителем: сову или крокодила? |
7. Изображение учебной деятельности.
|
Отсутствие изображения учебной деятельности — школа привлекает ребенка внеучебными сторонами.
Нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности — у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника. |
8. Выбор цвета
|
Яркие, жизнерадостные тона — о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе.
Мрачные тона — о неблагополучии и угнетенном состоянии. |
В период школьной адаптации Вашего первоклассника важно помнить, что внимательное отношение к состоянию ребенка и возникающим трудностям, готовность помочь и поддержать, спокойствие родителей, любящее слово, доброжелательное отношение к школе поможет ребёнку легче справиться со всеми трудностями. Если же Вы видите, что ребенок хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!
Автор-составитель: педагог-психолог Семерникова Н.А.