Только  семья  может пробудить читательский интерес к  книге у ребёнка.  Каждый  родитель понимает, что успешность в учёбе и  освоение грамотного  письма на прямую зависит от  начитанности их детей.

Самостоятельному чтению обычно начинают учить  в семье.  Поэтому  взрослым  важно  избежать   некоторые  ошибки  при обучении чтению своих малышей.
   

Ошибка 1. Родители начинают учить ребёнка читать слишком рано или слишком поздно.

Обучение чтению – это прежде всего «обучение», а у малыша в раннем возрасте не сформированы основные механизмы для этого процесса. Многие родители не замечают разницы между ранним развитием и ранним обучением.

Рассмотрим эти понятия:

раннее развитие – действия взрослого к ребёнку до 3-4 лет, мотивирующие  интерес к познанию окружающего (малыш освоил или придумал новые игры с игрушками и т.п.);

раннее обучение — действия взрослого к ребёнку до 3-4 лет, которые формируют умения в определённом виде деятельности (запомнил буквы, цифры, слова и т.п.).

Становится понятно, что при развитии мозга малыша должны сформироваться разные алгоритмы деятельности, которые станут в дальнейшем основой  плодотворного обучения.

Детский  психолог  О.Исаенко  считает, что если  «ребёнка интенсивно обучать в 3-4 года, то это приведёт к энергетическому истощению»  участков мозга, которые  обеспечивают движение тела и восприятие пространства. В дальнейшем это проявляется в неуклюжести, неловкости ребёнка. Так же дефицит энергии может вызвать заикание или другие нарушения речи.

Если изучение  букв не сопровождалось моторным подкреплением и пространственным восприятием (лепка, выкладывание, рисование и т.д.), то   возникают трудности в овладении беглым чтением.

Пример другого отношения —  родители вспоминают о том, что ребёнку  нужно читать,  только перед школой.

Любовь к чтению должна прививаться с младенчества. Выбор книг  определяется возрастом ребёнка. Взрослые должны показывать своим примером, что чтение — это хорошо. В доме,  где много книг на разные возраста, где отдых проходит с книгой в руках, где удовлетворяется желание малыша  в чтении (хоть 5 минут) – будет читающий ребёнок.

 

Ошибка 2. Многие родители начинают учить с ребёнком буквы не выяснив: различает ли ребёнок звуки на слух, выделяет ли эти звуки в слогах, может ли сам назвать слова с заданным звуком.

Примерные упражнения по обучению ребенка чтению.

Упражнение 1.

Взрослый называет ряд звуков (слогов, слов)  и просит ребёнка хлопнуть, когда услышит, например,  звук «А»:

А  У  О  А  М  А  П  А  Ы  И  А  О  А  А  Э  У  А  У  А  и т.д.

СА  ПО  СО  ПА  МА  МИ  ВА  КО  ДА  ЧА  ЛУ  ВО  ВА  и т.д.

КОТ   ГЛАЗ  СОМ  МАК  НОС  КИТ  БАК  ДОМ  САД и т.д.

Пример других упражнений по развитию фонематического слуха.

Упражнение  2.

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 раза в названном порядке:

мак – бак – так      моток – каток – поток  

 ток – тук – так     батон – бутон – бетон

бык – бак – бок     будка – дудка – утка

дам – дом – дым    нитка – ватка – ветка

Упражнение 3.

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава – канава – какао – канава

ком – ком – кот – ком

утенок – утенок – утенок – котенок

будка – буква – будка – будка

винт – винт – бинт – винт

минута – монета – минута – минута

буфет – букет – буфет – буфет

билет – балет – балет – балет

дудка – будка – будка – будка

 

Ошибка 3. Не нужно усложнять ребёнку задачу и навязывать ненужные сведения о различие звуков и букв (всему своё время!).

Называйте буквы так,  как звучат звуки, и тогда ребёнок не будет сомневаться: почему из букв: «Ка», «О», «Тэ»  получается «кот», а не «каотэ»

 

Ошибка 4.  Побуквенное чтение.

Чтобы избежать проблем слияния букв  в слоги, начинайте учить слоги из уже известных букв. Сначала учите гласные. Пойте, рисуйте, лепите, складывайте из круп.  Лучше, если первыми согласными  будут  «С», «М», «Н» (их можно слегка тянуть). Только после того, как ребёнок научится читать изученные слоги слитно, приступать к слиянию слогов в слова.

Хорошо использовать слоговые таблицы или карточки со слогами (из изученных букв).

 Можно проводить игры с карточками, например: перевернуть карточки вниз слогами и сложить стопкой. Игрок берёт карточку, читает  слог . Если прочитал правильно (слитно), берёт следующую карточку и т.д. Если ошибся, то вступает другой игрок. Кто набирает большее количество  карточек – побеждает.

 

Ошибка 5. Понимание прочитанного.

Родители часто сталкиваются с проблемой непонимания прочитанного ребёнком. Нужно помнить, что когда у ребёнка не сформирована техника чтения, всё его внимание сконцентрировано на процессе слияния букв. Только когда процесс чтения достигнет автоматизма, можно говорить о понимании прочитанного. Ребёнок сам начнёт рассказывать то, о чём прочитал.

 

Книга в жизни ребёнка должна стать другом, наставником и помощником, а взрослый может помочь, научить его аккуратно обращаться с нею, находить нужную информацию, получать удовольствие от  прочитанного.

Уважаемые родители! Создавайте семейные  традиции, связанные с чтением: 

— книга в подарок с дарственной надписью через годы станет приятным напоминанием о родном доме, пробудет добрые чувства в душе человека;

— рисунок, сделанный  по прочитанному произведению, разовьёт воображение, чувство уверенности в себе;

— разговор с ребёнком по прочитанной книге  обогатит связную речь, а в дальнейшем облегчит общение со сверстниками. 

 

Автор – разработчик: учитель-дефектолог Котюхова Т.П.