«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

(В.А. Сухомлинский)

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами рук или ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

В последнее время родители часто слышат фразу: «Важно развивать у ребенка моторную ловкость». Большое значение в развитии ловкости ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики включает использование в работе разнообразных упражнений в виде движений, начиная с простых  заданий «Покажи картинку», «Возьми игрушку», «Поймай мячик» с последующим усложнением «Построй башню», «Нарисуй рисунок…», «Вылепи из пластилина…».

Зачем развивать мелкую моторику?

Мозг человека – сложнейшая структура, изучением которой занимается ряд специалистов различных направлений. В передней извилине головного мозга находится зона, называемая психомоторной, такое название она получила в связи с тем, что треть всей ее площади отвечает за работу кистей рук, соответственно созревание мозговых структур происходит быстрее и ребенок самостоятельно начинает рисовать, лепить, вырезать, конструировать и т.д.

Как развитие мелкой моторики влияет на развитие интеллекта?

Выполняя упражнения для мелкой моторики рук, одновременно ребенок задействует работу мышц и суставов. Также происходит развитие концентрации внимания, волевой регуляции произвольной деятельности. Ребенок не только выполняет задание, но учится преодолевать трудности, формируя волевые качества личности. К тому же, собирая бусины и конструктор, работая с пластилином, создавая поделки и аппликации, у ребенка развивается гибкость мыслительных процессов, воображение и эмоционально–волевой сферы.

Каждый ребенок растет, и вместе с ним растут его возможности, а значит, укрепляя мышцы ребенка, родители дают ему больше навыков и способностей для гармоничного развития и самореализации.

Какие игры по развитию мелкой моторики использовать?  

Игры и упражнения, направленные на развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, помогают ребенку знакомиться с окружающим миром, изучать противоположности (горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твёрдое, высокое —  низкое, большое — маленькое и пр.). Кинестетические ощущения возникают у человека в момент движения и помогают узнать, насколько комфортно человеку в определенном положении, состоянии, ситуации, удобно ли мы сидим, лежим, стоим, легко ли мы двигаемся и выполняем определенные действия с предметами.

Виды направлений для развития кинестетической чувствительности:

— пальчиковые игры, разминки, гимнастика;

— использование материалов:

  • для творчества (краски, мелки, пластилин, глина);
  • природных материалов (шишки, камешки, зернышки, крупы, гербарий);
  • декоративных материалов (разноцветные палочки, камешки, бусинки, шнуровки, кнопки, пуговицы);
  • специального коррекционно-обучающего инструментария (сенсорные дорожки, коврики, развивающие объемные фигуры, шнуровки, конструкторы, лабиринты и т.д.).

 

Игры и упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

 

«Аппликация» Цель: создание определенного рисунка или поделки.

Техника. Ребенок работает с бумагой по-разному: мнет, рвет, режет, мажет, придавливает, приклеивает, складывает.

 
«Рисование» Цель:  создание рисунка на заданную тему.

Техника. Ребенок рисует мелками, карандашами, пастелью (восковыми мелками), красками акварельными или специальными пальчиковыми красками любой

 
«Конструирование» Цель:  создание образов или предметов из готовых деталей, элементов или макетов.

Техника. Ребенок развивает мышление с помощью мозаики, конструктора, кубиков, дидактических игр, макетов, моделей транспорта и т.д.

 
«Игры с крупами и семенами» Цель: создание поделок или воспроизведение сюжета игры.

Техника. Ребенок играет с крупами, семенами, листьями гербария, отыскивает или прячет в них шарики, игрушки или камушки, делает поделки.

 
«Самомассаж и  пальчиковые игры» Цель: изображение или имитация определенных действий животных, людей, предметов.

Техника. Ребенок совместно с родителями играет в пальчиковые игры, сопровождая свои действия словами, стихотворениями, песенками.

 

 

Автор – разработчик: педагог-психолог Кузина Ольга Александровна