Давайте с Вами перенесемся в класс и задумаемся об организации условий обучения в школе. Сразу бросается в глаза размещение парт и стола учителя в пространстве класса. Стол учителя находится перед классом, то есть, противопоставлен ему. Иногда стол учителя еще и поднят, находится как бы на возвышении, напоминающем сцену. Такая организация пространства класса закрепляет авторитарный, директивный стиль общения с учениками. Школьные парты поставлены как обычно, в три ряда, и производят впечатление «общей массы». Ученик является маленькой частичкой внутри большого коллектива.

Общение с учителем один на один при выходе к доске или ответе с места приводит к возникновению состояния напряженности, растерянности и страха.

Попробуйте изменить традиционную организацию пространства, хотя будет нелегко сломать устоявшиеся десятилетиями традиции размещения школьных парт и стола учителя.

Без борьбы не бывает победы. Давайте все менять! Сделаем более демократичными формы общения с учениками! Поставьте парты (если их много – в два ряда) и учительский стол по кругу. Учитель не противопоставлен классу. Он стал «одним из всех».

Как вы думаете, на каких уроках будет особенно эффективна такая форма организации рабочего пространства?

Успехов Вам и творчества!