Вы, наверное, прекрасно знаете о коммуникативных позициях. Учитель в общении с детьми, родителями, коллегами, в зависимости от ситуации, занимает определенные коммуникативные позиции: «над», «наравне», «под». В позиции «над» учитель доминирует, что характерно в общении с учеником. В позиции «наравне» и учитель, и ученик проявляют инициативу и активность. Чаще всего этот тип взаимодействия реализуется в общении с коллегами и супругом (супругой) дома. В позиции «под»  учитель занимает дочиненное положение. Такой вид общения бывает с администрацией школы, представителями управления образования.

Подумайте, какой тип взаимодействия характерен Вам в общении с учениками. Если у педагога всего лишь одна коммуникативная позиция «над» – это приводит к снижению интереса к предмету. Учитель отрицательно воспринимается школьниками. Иногда дети не заглядывают в книгу целыми месяцами и часто «уходят в болезнь», пропуская уроки.

Учителю надо владеть всеми коммуникативными позициями, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации и возраста школьника, с которыми он общается. Позиция «над» весьма эффективна в общении с учениками младших классов, которым необходим контроль. Позиция «над» используется и в контактах с учениками средних и старших классов, но только при обучении. Учитель должен «держать» дисциплину в классе, потому что необходимо дать новые знания в спокойной обстановке, чтобы ребята не мешали друг другу. Но когда урок закончится, надо сменить позицию «над» и перейти в позицию «наравне». На перемене дети должны видеть в учителе не авторитарного человека, а уважающего и понимающего каждого из них, доброго, внимательного, отзывчивого.

К сожалению, в наших школах учителя не меняют по отношению к школьникам свою коммуникативную позицию, и мало кто умеет плавно перейти к общению с позиции «над» к позиции «наравне».

Чтобы общение было полноценным:

  • Вкладывайте в него всю свою душу.
  • Не будьте отстранены и безразличны.
  • Не допускайте формальности в общении.
  • Стремитесь к тому, чтобы с каждым учеником возникал психологический контакт.
  • Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности школьников.
  • Помните, что младшему школьнику необходима любовь, поддержка, забота; подростку – равноправие; юноше – уважение!