1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Особенно важно заметить резкое изменение поведения. Эти изменения, особенно «вдруг» возникшие, требуют пристального внимания учителей и родителей.
  2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
  3. Не торопитесь с выводами. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями. Проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику.
  4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, решение проблемы под влиянием эмоций вряд ли будет эффективным.
  5. Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе. Держите руку на «психологическом пульсе класса». Для этого необходимо:

— уметь наблюдать за детьми;

— воспринимать выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;

-обращать внимание на все детали поведения ребят;

— учиться сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

  1. Искренне интересуйтесь жизнью своих подопечных. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей:

— не придирайтесь;

— не пытайтесь переделать;

— не критикуйте;

— почаще хвалите.