Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится «около» детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюдение за ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.

Учитель, работающий с детьми, у которых диагностируют аутизм, должен обладать твердым характером, настойчивостью и быть требовательным. Ему необходимо добиться от ребенка правильного поведения, чтобы сформировать соответствующий стереотип, который поможет ему познавать мир, учиться и взаимодействовать с другими людьми.

При первых посещениях учебных занятий:

— ребёнок должен находиться вместе с родителем и недолгое время, нужно дать ему возможность привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу, к новым взрослым;

— одежда взрослого — темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему;

— общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом;

— избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений;

— использовать пальчиковые игры, песочную и музыкальную терапии, игры с водой (каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата).

Специалисты в области аутизма рекомендуют проводить занятия с детьми в одно время и в одинаковой обстановке. К тому же, начало и конец урока могут сопровождаться каким-то ритуалом, например особым поощрением.

Также очень важно, чтобы работа с маленькими аутистами проходила пошагово.

Первый шаг – постановка конкретной задачи. Педагог объясняет ребенку с РДА, что он должен сделать.

Второй шаг — детально продемонстрировать то, что нужно сделать.

Третий шаг — поэтапно выполнить действия вместе и при необходимости задействовать его руки.  Все сложные операции и действия разбивать на простые операции, иначе ребенок не сможет их выполнить.

На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь.

Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории. Во время игры взрослый проговаривает свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды — ребенок сможет включиться в общую деятельность.

Подбирая игры, педагог должен исходить из реальных возможностей детей и необходимости.

Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения. Это поможет учесть интересы конкретного ребенка.

Коллективные игры, которые предполагают включение ребёнка во взаимодействие со сверстниками, используются после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

Поведение ребенка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у детей с диагнозом «аутизм» может быть совершенно разной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, другой может ответить резко отрицательно. Это потребует от педагога индивидуального подхода к ребенку и мобильности, нужно пробовать: если ребенок принял предложенную ситуацию — развить ее, если же возникла реакция отторжения, тут же «дать задний ход».

Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова «закрыться», «уйти» в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление аутизма.