page1page1-2 Стебенева Наталия Викторовна, директор, педагог-психолог
Горяева Елена Петровна, заместитель директора, педагог-психолог
Юдкина Мария Александровна, педагог-психолог
Теркулова Эльвира Фаридовна, педагог-психолог

В настоящее время все большую обеспокоенность и тревогу, как среди медицинских работников, так и среди широкой общественности вызывает проблема массового распространения употребления психоактивных веществ среди населения нашей страны.

От состояния здоровья, заложенного в детстве, зависит, какой будет жизнедеятельность человека в будущем. Поэтому проблема приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к ценностям здорового образа жизни в настоящее время является наиболее актуальной.

Необходимость реализации данной Программы обусловлена приоритетным направлением государственной политики в области образования, направленной на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

В настоящее время педагоги-психологи Г(О)БУ ППМСП-центра проводят профилактическую работу, как с родителями, так и с детьми дошкольного, младшего школьного возраста. Перед нами встала необходимость в разработке и реализации профилактической Программы для детей дошкольного, младшего школьного возраста, ориентированной на ведение здорового образа жизни.

Участниками Программы являются дети, посещающие дошкольные и общеобразовательные организации Липецкой области.

В состав группы входят дети в количестве не более 16 человек.

Наиболее реальным и эффективным является проведение занятий 1 раз в неделю в течение 9 недель.

Целью Программы является сохранение и укрепление психологического, физического, духовного здоровья детей и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

— формирование общего представления о здоровье, заботе о нем;

— привитие стойких культурно — гигиенических навыков;

— воспитание потребности в занятиях спортом;

— формирование представлений о нравственных качествах;

— развитие умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;

— развитие позитивного отношения к сверстникам, навыков социального поведения, сотрудничества между детьми.

Программа «Волшебные приключения или о том, как быть здоровым!» состоит из введения; основной части, которая представлена планами-конспектами занятий, имеющие свою структуру; глоссария; списка литературных источников; приложений.

Каждое занятие содержит цель, время проведения, используемый материал и состоит из 9 блоков:

— приветствие;

— перемещение в царства;

— беседа о царствах;

— игра;

— сказка;

— игра;

— возвращение из царств;

— обратная связь;

— ритуал прощания.

Программные мероприятия реализуются в 5 этапов: подготовительный, исследовательский, информационно-обучающий, аналитический, консультативный.

Практическая апробация указанной Программы проведена в 2015, 2016 годах на базе двух муниципальных дошкольных образовательных учреждений, детских садов комбинированного вида №№ 3, 107 г.Липецка, а также с обучающимися 1 класса МБОУ СОШ № 72 им. Героя РФ Гануса Ф.Г. г.Липецка.

Всего в апробации приняло участие 45 несовершеннолетних.

Наш опыт показывает, что эффективность работы с несовершеннолетними по данной Программе зависит от степени заинтересованности, инициативности и желания педагогического коллектива, родителей, которые должны быть не сторонними наблюдателями, а активными помощниками в реализации данной Программы.

В ходе реализации Программы у несовершеннолетних:

— повысился уровень знаний о здоровом образе жизни и здоровье в целом;

— повысился уровень адекватного взаимодействия со сверстниками;

— достигла определенного уровня развития эмоционально-волевая сфера;

— усовершенствовались навыки в общении;

— значительно снизилось нервно-психическое напряжение, тревожность, агрессивность.