ПУТЬ К УСПЕХУ Программа Опубликовано: Школьный психолог: приложение к газете «Первое сентября», 2003. — № 29 Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах. Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники. Задачи: 1. Повышение сопротивляемости стрессу. Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение. Группа формируется из учащихся одного класса. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЕ 1 Тема: «Как лучше подготовиться к экзаменам» Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, мягкая игрушка. 1. Упражнение «Назови меня» Цель: развитие чувства принадлежности к группе; сближение друг с другом. 2. Правила работы группы Цель: формирование единого рабочего пространства и выработка правил поведения в группе на протяжении всего тренинга. Королевские правила Не опаздывать В знак того, что мы принимаем правила нашего королевства, поаплодируем. 3. Тест «Моральная устойчивость» Цель: предоставить подросткам возможность задуматься над своим образом жизни, над тем, как к ним относятся окружающие, не доставляют ли они своим обычным поведением неприятностей людям. Ключ к тесту 4. Мини-лекция «Как готовиться к экзаменам» Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам. Как подготовиться психологически Что делать, если устали глаза? В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Режим дня Раздели день на три части: Питание Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться. Место для занятий Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность. Как запомнить большое количество материала Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа. Как развивать мышление 1. Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать. Некоторые закономерности запоминания 1. Трудность запоминания растет непропорциональн Условия поддержки работоспособност 1. Чередовать умственный и физический труд. 5. Кинезиологически Цель: стимуляция познавательных способностей. Цель: развитие координации движений. Цель: развитие зрительной памяти. 6. Дискуссия в малых группах Цель: закрепление лекционного материала по подготовке к экзаменам. 7. Упражнение «Повтори за мной». Цель: развитие факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации. 8. Упражнение «Найди свою звезду» Цель: возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе. 9. Упражнение «Итоги дня» Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга. ЗАНЯТИЕ 2 Тема: «Поведение на экзамене» Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, карандаш. 1. Упражнение «Приветственное письмо» Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии. 2. Упражнение «Молодец!» Цель: формирование уверенного поведения в момент стресса. 3. Упражнение «Чего я хочу достичь» Цель: настроить на успех, развивать актерский талант. 4. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Цель: показать участникам, каким коммуникативным контролем они обладают, как реагируют на изменения ситуации, умеют ли предвидеть, какое впечатление производят на окружающих. 0–3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности. 5. Упражнение «Эксперимент» Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях. ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИН НоКАКТеперьВеРну наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног Анализ: 6. Мини-лекция «Как вести себя во время экзаменов» Цель: познакомить выпускников с правилами поведения до и во время экзамена. Рекомендации по поведению до и в момент экзамена 1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене. Поведение во время ответа Если экзаменатор — человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать. 7. Упражнение «Я хвалю себя за то, что…» Цель: развитие эмпатии, повышение самооценки. 8. Дискуссия в малых группах Цель: закрепление лекционного материала по подготовке к экзаменам. 9. Упражнение «Волшебный лес чудес» Цель: развитие чувства эмпатии, доверия. 10. Упражнение «Волшебный карандаш» Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга. ЗАНЯТИЕ 3 Тема: Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, мягкая игрушка «Солнышко». 1. Упражнение «Привет и комплимент в подарок» Цель: развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплоченности, сотрудничества. 2. Упражнение «Дорисуй и передай» Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы. 3. Упражнение «Список черт» Цель: помочь выпускникам поверить в свои силы, глубже узнать себя, исправить те черты характера, которые мешают плодотворной деятельности.
Анализ: 4. Тест «Мое самочувствие» Цель: дать возможность поразмышлять над собой, своими привычками, индивидуальными особенностями. 5. Мини-лекция Цель: познакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия нервно-психическ 6. Упражнение «Прощай, напряжение!» Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом. 7. Дискуссия в малых группах Цель: помочь участникам лучше понять себя, разобраться в своих чувствах, взглядах. 8. Упражнение «Ааааа и Иииии» Цель: развитие позитивного образа «Я»; поднять настроение, вселить оптимизм. Энергия из звука «Аааааа» Инструкция: Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью… (1 минута.) Энергия из звука «Иииии» Инструкция: На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Иииии». Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука… А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы… (30 секунд.) 9. Игра «Стряхни» Цель: избавиться от негативного, ненужного, мешающего и неприятного. 10. Упражнение «Солнечная поляна» Цель: снятие напряжения, создание теплой, дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании окружающих. 11. Упражнение «До следующей встречи!» Цель: получение обратной связи от участников группы, развитие доверия, взаимопонимания. ЗАНЯТИЕ 4 Тема: «Как бороться со стрессом» Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, мягкая игрушка «Колобок». 1. Упражнение «Групповое приветствие» Цель: развитие коммуникативных навыков, группового взаимодействия, выявление лидерских тенденций, снятие напряжения. 2. Упражнение «Откровенно говоря» Цель: укрепить групповое доверие к окружающим, снять внутреннее напряжение, страхи, быть откровеннее. 3. Анкета «Подготовка к экзаменам. Цель: выявить осведомленность участников в данном вопросе и обнаружить проблемы. 4. «Стресс-тест» Цель: выяснить, подвержен ли выпускник стрессу. Психолог обрабатывает, анализирует результаты анкетирования и тестирования и разрабатывает рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к выпускным экзаменам. 5. Упражнение «Друг к дружке» Цель: формирование доброго, внимательного отношения друг к другу, развитие тактильного восприятия. 6. Мини-лекция «Как справиться со стрессом» Цель: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса. Что делать, чтобы нейтрализовать стресс? Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру! 7. Дискуссия в малых группах Цель: закрепление теоретического материала. 8. Упражнение «Дождь в джунглях» Цель: снятие мышечных зажимов в области плеч, шеи, позвоночника, расслабление. 9. Упражнение «Сердце нашей группы» Цель: развитие чувства эмпатии, доверия, сплоченности. 10. Упражнение «Что тебе пожелать, человек мой дорогой?» Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга. ЗАНЯТИЕ 5 Тема: «Эмоции и поведение» Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, карточки с различными эмоциями, свеча. 1. Упражнение «Повтори за мной» Цель: отвлечься от проблем, не относящихся к групповой работе, полностью переключиться на ситуацию «здесь и теперь». 2. Упражнение «Мои лица» Цель: помочь обдумать свои чувства и научиться их обсуждать с другими. 3. Упражнение «Миллион алых роз» Цель: создание в группе обстановки взаимной любви, а также дружеских отношений. 4. Тест эмоций Цель: выявить предрасположенно Шкалы Твоя агрессивность — твое личное дело до тех пор, пока она не затрагивает других людей. БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Построенный график показывает, какие проявления агрессии характерны именно для тебя. 5. Упражнение «Мои эмоции» Цель: активизация артистических способностей, достижение состояния раскованности и свободы, выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации. 6. Мини-лекция «Как управлять своими эмоциями» Цель: научить управлять эмоциями. Как разрядить негативные эмоции? Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют. 7. Упражнение «Испорченный телефон» Цель: развитие внимания, снятие эмоционального напряжения, подъем настроения. 8. Дискуссия в малых группах Цель: закрепление теоретического материала. 9. Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу. БЛАНК ПАМЯТКИ «Мои лучшие качества»
Инструкция: «Мои лучшие черты» — в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону. 10. Упражнение «Декларация моей самоценности» Цель: повышение самооценки, возможность поверить в свои силы. 11. Упражнение «До встречи на экзаменах!» Цель: услышать мнение участников о тренинговом занятии. 12. Упражнение «Найди свою звезду» Цель: возможность расслабиться, набраться оптимизма, уверенности в достижении цели. Наталия СТЕБЕНЕВА, |