НИ СВОЙ, НИ ЧУЖОЙ Программа социально-психол Стебенева Наталия Викторовна, дире Опубликовано: Школьный психолог: приложение к газете «Первое сентября», 2003. — № 6 Из года в год в Липецкой области увеличивается количество беженцев и переселенцев из других регионов нашей страны и ближнего зарубежья. Семьи испытывают двойной стресс. Но больше всего страдают дети. Они приезжают в незнакомый город, село, посещают новую школу, знакомятся с учителями и приходят в уже сложившийся коллектив сверстников. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ 1 этап — подготовительный 2 этап — диагностический 3 этап — основной 4 этап — повторная диагностика 5 этап — завершающий СТРУКТУРА ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ Каждое занятие состоит из 4 стадий. Тематический план-сетка занятий
КАКИЕ МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ ЗАНЯТИЕ 1. Упражнение «Пожелания на тренинг» Участники группы сидят в кругу. Первый участник встает, подходит к любому, здоровается с ним и говорит пожелание на предстоящий тренинг. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подходит к следующему и так далее до тех пор, пока каждый не получит пожелание. Знакомство в группе В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку Упражнение «Узнайте друг о друге» Все участники делятся на 2 команды. Задача команд: задать такие вопросы членам другой команды, чтобы как можно больше узнать о них. Установление правил группы В этой части работы определяются: Основные принципы работы в группе Предлагаемые вашему вниманию принципы работы в группе изложены в стихотворной форме. Их сочинили подростки, участники одной из тренинговых групп. По их мнению и как показывает практика, такое изложение принципов работы воспринимается подростковыми группами с большим интересом. После прочтения в стихах ведущий дает дополнительные разъяснения по каждому принципу. Сбор проблематики Для того чтобы получить первоначальное представление об ограничениях, затруднениях и проблемах подростков, им предлагается заполнить следующую таблицу.
Обсуждение результатов проводится отдельно по каждому направлению. Здесь следует стремиться к тому, чтобы высказался каждый член группы. Очень важно соблюдать последовательнос Упражнение «Ассоциации» Данное упражнение разработано мной и используется для сбора информации о членах семьи и значимых близких людях. Психологу-консул Бланк к упражнению «Ассоциации»
Упражнение «Ассоциации с цветом» Инструкция. Вам необходимо закрасить каждый квадрат тем цветом, который, как вы считаете, наиболее подходит к слову, написанному внутри квадрата. Примечание: перед выполнением упражнения рекомендуется предложить участникам написать ассоциации, с которыми у них связан каждый цвет. Например, синий — спокойствие, море, блаженство; серый — уныние, безразличие, дождь; красный — огонь, любовь, страсть и т.д. У каждого будут свои ассоциации. Бланк к упражнению «Ассоциации с цветом»
Упражнение «Письмо другу» Инструкция. Вам предлагается написать письмо другу, в котором можно рассказать о себе, своих желаниях, пожелать что-то другу. Затем вы кладете письмо в конверт и заклеиваете его. Письма должны быть анонимными. На последнем занятии каждый выберет себе конверт, прочитает письмо и возьмет его на память о нашем тренинге. Ведение дневника «Мои победы и достижения» Дневниковые записи помогают отработать навыки анализа своего поведения и поведения членов группы, а также осознать свое психологическое состояние. Ритуал прощания Группа сидит в кругу. Ведущий встает, вытягивает вперед руку и говорит приблизительно следующее: «Спасибо, всем спасибо». Затем подходит другой участник, кладет руку на руку ведущего и произносит: «Сегодня было здорово» и т.д. Когда все правые руки будут задействованы, в дело вступают левые. После того как речи сказаны и руки соединены, ведущий прощается с подростками и все расходятся. Я — ЭТО Я. ЗАНЯТИЕ 2. Упражнение «Цветные ладони» Участники группы хаотично передвигаются по классу. Ведущий держит три «ладони» (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает «ладонь» определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами. Упражнение «Мы — одна команда» Участники группы делятся на 3 подгруппы, каждая из которых придумывает название своей команде, девиз и песню. Затем участники берут лист ватмана и рисуют «Портрет нашей подгруппы». От подгруппы выбирается один или несколько человек, которые представляют групповое творчество. Дискуссия на тему «Идеальный, современный и «плохой» подросток» Участники группы разбиваются на 3 подгруппы. Каждая подгруппа из волшебной шляпы берет себе задание, которое надо сначала обсудить. Затем нужно из предлагаемого списка качеств личности выбрать и записать на листе бумаги качества подростка (см. приложение 1). Декларация моей самоценности Текст «Декларация моей самоценности» В. Сатир раздается каждому подростку (см. приложение 2). Ведущий зачитывает ее вслух, предлагает группе медленно прочитать ее также вслух. После этого участники группы, каждый по очереди, громко произносят последнюю фразу: «Я — это я, и Я — это замечательно!» ЗАНЯТИЕ 3. Упражнение «Доска отношений» Перед началом занятий на стене крепится несколько листов ватмана. Упражнение «Остановите музыку» Звучит музыка. Участники свободно передвигаются по классу. Как только ведущий останавливает музыку, каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплимент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада, что сегодня вновь мы здесь!», «Наша группа — класс!» и пр. Упражнение «Немного о себе» Участники группы сидят в кругу. Каждому по очереди предлагается мимикой и жестами показать то, чем он любит заниматься больше всего в свободное время, например: петь, читать, гулять, заниматься музыкой, спортом и т.д. Очередность устанавливается по желанию самих игроков, либо ведущим. Упражнение «Свет мой, зеркальце» Ведущий предлагает вспомнить строки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина: Свет мой, зеркальце, скажи, При помощи волшебного зеркальца царица получает информацию о себе. И вам, уважаемые участники группы, дается время подумать и дать 10 ответов на вопрос «Кто я?». Дискуссия и ролевая игра Послушайте стихотворение: Редьярд Киплинг Ведущий. Идя по жизни, мы сталкиваемся с различными проблемами, и нам необходимо научиться их решать. «Так почему бы вам не применить метод Гейлена Литчфилда для решения проблемы, волнующей вас сейчас?» — советует Дейл Карнеги. Упражнение «Волшебная подушечка» Для выполнения данного упражнения потребуется небольшая яркая подушечка. Участники сидят в кругу. ЗАНЯТИЕ 4. Упражнение «Необычные приветствия» Участникам дается задание: необычным образом поприветствовать друг друга, например ладонями, плечами, ногами, лбами, коленями, локтями. Упражнение «Я люблю себя за то…» Все садятся в круг. После небольшой паузы каждый участник группы говорит о своих достоинствах. Например: «Я люблю себя за то, что я добрый». Упражнение «Словесный автопортрет» Участники на листах бумаги пишут сообщения о себе, но не подписывают их. Рассказывают о семье, в которой они живут, о классе, в котором учатся, о друзьях, о своих качествах, характере, поведении, об успехах в учебе и т.д. Затем листы собираются и перемешиваются. Каждый подросток выбирает лист и зачитывает группе сообщение. Задача читающего — узнать по словесному описанию, о ком идет речь. Если он не догадался, то просит помощи у группы. Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для обсуждения в первой подгруппе. Мне постоянно становится себя очень жалко. Как избавиться от этого чувства? Упражнение «Солнечный круг» 1 часть. Каждый участник группы на листе бумаги рисует солнце. В центре изображает себя или пишет свое имя. У солнца рисует много лучей, на трех из них записывает три самых лучших своих качества. ЗАНЯТИЕ 5. Упражнение «Здравствуй!» Участники свободно двигаются по классу, здороваются друг с другом, но особым образом. Один участник подает правую руку для приветствия другому, но отнять ее можно только в том случае, если левая рука найдет руку еще одного игрока. Упражнение «Средний представитель» Ведущий. Вам дается 5 минут для того, чтобы придумать качества, которыми должен обладать представитель нашей группы. Теперь разделимся на 3 подгруппы. Участники возьмут по листу ватмана и различные изобразительные материалы (цветные карандаши, краски, фломастеры, восковые и пастельные мелки, журналы с цветными иллюстрациями для вырезания) и вместе нарисуют «Портрет представителя нашей группы». Упражнение «Чудесные превращения» Перед подростками на столе расставляются игрушки из киндер-сюрпризов Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для обсуждения в первой подгруппе. Я устал от ответственности. Что делать? Ритуал прощания Тренер объявляет об окончании занятий и предлагает участникам сесть в круг. ЗАНЯТИЕ 6. Упражнение «Передай приветствие» Участники тренинга садятся в круг, затем один из них просит другого передать приветственную фразу третьему. Второй передает третьему эту фразу. Третий просит второго участника передать первому несколько слов благодарности. Сам тем временем просит четвертого участника передать пятому свое приветствие. Четвертый передает пятому приветствие, посланное третьим игроком, тот посылает обратно слова благодарности и т.д. Упражнение «ФИО — алфавит» 1 часть. Участники делятся на 4 подгруппы, каждой из которых предлагается построиться по алфавиту по первой букве фамилии. Упражнение «Сам о себе» Участникам предлагается нарисовать рисунок, отражающий его жизнь в семье. Можно нарисовать друзей, увлечения и составить маленький рассказ на тему «Сам о себе». Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для обсуждения в первой подгруппе. Я стесняюсь своего тела, ненавижу лицо, фигуру. Упражнение «Я — стоящий человек» Каждый по кругу произносит три раза фразу: «Я сто’ящий человек» с разной интонацией, используя мимику и жесты. Домашнее задание Ведущий. Когда вы будете идти на следующее занятие, то все, что вам понравится из природного материала, принесите с собой. Это могут быть листья, камушки, ветки, цветы, кусочки дерева и т.д. О том, что мы будем делать с этим, вы узнаете позже. ЗАНЯТИЕ 7. Упражнение «Здравствуй по секрету» Участникам группы предлагается написать в записке приветствие, но не подписываться, а сложить записку и положить ее в волшебную шляпу. Затем каждый по очереди вынимает записку и читает приветствие, как будто это его собственное. Упражнение «Мамино ожерелье» Участники стоят в кругу и держатся за руки. Упражнение «Рисунок по кругу несуществующего животного» У каждого участника имеется лист бумаги и карандаш своего цвета. Лист сворачивается в три раза, как театральная программка. Один рисует голову животного на одной трети листа, сгибает его, делает пометки, где будет находиться шея, и передает следующему. Сосед рисует туловище животного, сгибает лист, делает пометки, где будут находиться ноги, и передает рядом сидящему. Следующий дорисовывает ноги и отдает соседу, который разворачивает весь лист, придумывает название животному и сочиняет про него историю. Чем больше число участников, тем меньший сегмент фигуры изображает каждый. Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для обсуждения в первой подгруппе. У меня нет друзей. Упражнение «Групповой коллаж» Участники группы склеивают между собой 6 листов ватмана. Используя принесенный природный материал, вырезки из журналов, кусочки ткани и т.д., вся группа делает коллаж-пейзаж на тему «Мы вместе!» Я И ОДНОКЛАССНИКИ ЗАНЯТИЕ 8. Упражнение «Доска отношений» Перед началом занятий на стене крепится несколько листов ватмана. Упражнение «Приветствие по секрету» Участники группы сидят по кругу. Упражнение «День рождения нашей группы» Участники хаотично двигаются по классу. Вводится запрет на использование голоса. Упражнение «На что похожа наша группа?» Участники сидят в кругу. Им предлагается по очереди ответить на вопрос: «На что похожа наша группа?» Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 2, приложение 1). Задание первой подгруппе. Составьте портрет идеального одноклассника. Какими качествами он должен обладать? Упражнение «Я — о’кей и ты — о’кей!» Участники двигаются свободно по классу. ЗАНЯТИЕ 9. Упражнение «Приветствие по кругу» Каждый участник группы по кругу встает и произносит фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Привет», «Желаю всем сегодня узнать много нового и интересного». Вместо фразы можно приветствовать участников жестом или мимикой. Упражнение «Мяч в кругу» Участники стоят в кругу. У каждого в руках мяч. Подросток находит глазами кого-то из группы. Когда взгляды участников встречаются, они перебрасывают друг другу мячи. Упражнение «Что изменилось?» Участники строятся в две шеренги друг напротив друга. Игроки первой команды поворачиваются спиной ко второй. Каждый участник второй команды делает по три изменения в своей одежде. Первая команда поворачивается лицом ко второй. Каждый участник ищет изменения в одежде у напротив стоящего подростка из второй группы. Затем участники команды меняются ролями. Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для обсуждения в первой подгруппе. Я возвращался из школы, и меня обзывали и дразнили одноклассники. Упражнение «Непослушные шарики» Участники группы делятся на 3 подгруппы, образуют 3 круга и берутся за руки. ЗАНЯТИЕ 10. Упражнение «Здравствуйте» Участники свободно перемещаются по классу. Упражнение «Угадай» Участники сидят в кругу. Один из участников становится водящим и выходит за дверь. Группа загадывает одного из сидящих в кругу. Задача водящего — задать наводящие вопросы и отгадать человека, которого загадала группа. Упражнение «Любим — не любим» На полу ведущий рисует 3 круга с надписями внутри: Возможные надписи: любовь к школе, каникулы, зима, пиво, дискотека, одежда, сигареты, урок математики, физкультуры и т.д. Участники хаотично двигаются по группе. Ведущий дает задание — встать в тот или иной круг в соответствии со своими предпочтениями. Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для обсуждения в первой подгруппе. Сосед по парте отвлекал меня от урока, за что я получил «двойку» в дневник и в журнал за поведение. Упражнение «О тебе и для тебя» Участники группы сидят в кругу. Каждому подростку все участники группы дарят комплимент. Например: «удивительная», «сильный», «чудесная», «смелый», «необыкновенная» ЗАНЯТИЕ 11. Упражнение «Здравствуй, я рад(а), что…». Участники свободно передвигаются по классу. Упражнение «По росту становись!» Участникам группы завязывают глаза (можно просто их закрыть). Упражнение «Двойной портрет» Каждому участнику группы раздается один и тот же портрет (см. рисунок). Но одни из них видят на рисунке молодую девушку, а другие — старуху. В ходе обсуждения подростки приходят к выводу, что каждый человек индивидуален. Каждый видит и воспринимает ситуацию по-своему, поступает так, как считает нужным: сколько ситуаций — столько мнений и путей решения. Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для обсуждения в первой подгруппе. Одноклассники мне запретили хорошо учиться. Заставляют отвечать на «двойки» и «тройки», для того чтобы я был как и они. Упражнение «Руки друга» Участники с закрытыми глазами свободно передвигаются по классу. ЗАНЯТИЕ 12. Упражнение «Половинка к половинке» Участники группы садятся в круг. Им предлагается улыбнуться друг другу и группе в целом. Затем каждый по очереди говорит половину того слова, которым он хотел бы поприветствовать группу. Например: «При-вет», «Здоро-во». Рядом сидящий подросток говорит вторую половину слова, а затем половинку своего приветствия соседу слева и т.д. Цена улыбки Она ничего не стоит, но много дает. Упражнение «Круг» Участники с закрытыми глазами передвигаются по классу. По сигналу ведущего (он произносит слово «круг»), подростки, не открывая глаз, стараются найти руки одноклассников и построиться в круг. Упражнение «Доставь радость» Группа сидит в кругу. В центр приглашается один из участников. Задача остальных — доставить ему радость. Можно его похвалить, подарить ему что-то. Тому, чей подарок больше всего понравился сидящему в центре, он дарит в награду свою улыбку. Тот, кому адресована улыбка, выходит в центр круга, садится на стул. Теперь ему дарят приятные слова. Игра продолжается. Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для обсуждения в первой подгруппе. У меня после уроков выманили деньги. Я под страхом избиения их отдал. Упражнение «Цепочка» Каждый участник группы берет себе лист А4, карандаш и булавку. Вся группа становится друг за другом по кругу. Каждый прикрепляет булавкой впереди стоящему на спину лист бумаги и рисует на нем рисунок. Домашнее задание Ведущий. Когда вы будете собираться на следующее занятие, захватите все, что вам понравится из природного материала, захватите с собой. Это могут быть листья, камушки, ветки, цветы, кусочки дерева и т.д. Вы, наверное, уже догадались, что на следующем занятии мы опять будем делать групповой коллаж. А вот о теме коллажа вы узнаете позже. ЗАНЯТИЕ 13. Упражнение «Здравствуй, это я!» Участники хаотично двигаются по классу. Упражнение «Здесь сидит Саша» Группа сидит в кругу. Один из участников становится водящим. Слева от одного из участников находится пустой стул. Он кладет руку на сиденье и говорит: «Здесь сидит Саша». Задача Саши — пересесть на этот стул. Задача водящего — постараться сесть на стул, пока не названо чье-то имя. Упражнение «Чем занимаешься в свободное время?» Ведущий. Будем двигаться и задавать друг другу при встрече один и тот же вопрос: «Чем занимаешься в свободное время?» Если сошлись на чем-то, то нужно разойтись. Если нет, нужно опять задать вопрос. Например: Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для обсуждения в первой подгруппе. У меня порвали тетрадь с домашним заданием. Групповой коллаж «Я, ты, он, она — вместе мы одна семья!» Участникам группы предлагаются различные изобразительные материалы: карандаши, фломастеры, гуашь, пастельные и восковые мелки, картон, ватман, журналы для вырезания, пластилин, ножницы, клей, скотч, ткань. Я И МОИ УЧИТЕЛЯ ЗАНЯТИЕ 14. Упражнение «Доска отношений» Перед началом занятий на стене крепится несколько листов ватмана. Упражнение «Привет без слов» Каждый из участников приветствует мимикой и жестами группу. Все в точности по кругу повторяют его движения. Вводится запрет на голос. Упражнение «С места на место» Подростки сидят в кругу. Выбирается водящий. Количество стульев соответствует количеству игроков. Водящий стоит в центре круга и предлагает другим участникам поменяться местами по какому-то определенному признаку, например: «Поменяйтесь местами те, у кого… карие глаза, на руке часы, длинные волосы» и т.д. Упражнение «Школа — это целый мир» Участники сидят в кругу. Каждый называет слова, относящиеся к школе, например: директор, учитель, пенал, тетрадь, фломастер. Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 2, приложение 1) Задание первой подгруппе. Составьте портрет идеального учителя. Какими чертами характера он обладает? ЗАНЯТИЕ 15. Упражнение «Отгадай, кто перед тобой?» Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Задание: «Если вы встретите человека, попытайтесь при помощи рук узнать, кто перед вами стоит. Поприветствуйте его, назвав по имени». Упражнение «Эти разные, разные звуки» Участники сидят в кругу. Им даются следующие задания: Упражнение «Профессия — учитель» Участникам предлагается сочинить историю о профессии «учитель». Необходимо рассказать об условиях работы, о результатах труда. Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3). Ситуация для разбора в первой подгруппе. Меня учитель ударил указкой по голове. Упражнение «Только бумага» Каждый человек из группы берет по листу бумаги и пытается изобразить с его помощью свое состояние, настроение. Бумагу можно рвать, мять, скреплять скотчем, жевать. Нельзя лишь рисовать на ней. По сигналу ведущего каждый передает свое настроение соседу слева. Тот дорабатывает его и по сигналу опять передает следующему, и так по кругу. Ведущий ускоряет темп. Желательно, чтобы после завершения упражнения от листа бумаги остались лишь мелкие кусочки. Ведущий предлагает подросткам сделать из них праздничный салют. ЗАНЯТИЕ 16. Упражнение «Повтори приветствие» Участники становятся в круг. Им предлагается подойти друг к другу и поздороваться с помощью мимики и жестов. Каждый использует свой невербальный способ приветствия. Со следующим партнером надо поздороваться тем способом, который использовал, здороваясь, предыдущий участник. Если в какой-либо из пар «встретятся» два одинаковых приветствия, то следующих своих партнеров эти два человека должны приветствовать новым способом. Упражнение «Литературный труд» Подростки делятся на четыре подгруппы, каждая из которых выбирает свой литературный жанр: детектив, роман, стихи, повесть, сказку, басню. Упражнение «У каждого свое» Ведущий. Сейчас я буду произносить слова, связанные со школой, а вы по очереди должны сказать по одной ассоциации к каждому предлагаемому слову. Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для разбора в первой подгруппе. Мне сделал учитель замечание не по уроку, а по одежде и прическе. Упражнение «Закрась газету» Каждый подросток берет газету, разворачивает ее. Ему предлагается в течение одной минуты закрасить как можно большую поверхность газеты. ЗАНЯТИЕ 17. Упражнение «Карусель» Участники разбиваются на две подгруппы и образуют два круга. Игроки внутреннего круга становятся лицом к игрокам внешнего. Еле, еле, еле, еле Оба круга начинают движение под музыку в противоположные стороны, сначала медленно, затем темп увеличивается. По сигналу «стоп» подростки, оказавшиеся напротив друг друга, обмениваются приветствием. Упражнение «Впечатления от вчерашнего дня» Участникам группы предлагается нарисовать свои впечатления за неделю, используя различные изобразительные материалы. Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для разбора в первой подгруппе. Я говорю по-русски с акцентом. Учитель при всем классе надо мной насмехается. Упражнение «Поджигатель» Все берутся за руки и становятся цепочкой. Закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников («поджигатель») предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, а затем соглашаются. Когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают, все громко кричат: «Yes!» ЗАНЯТИЕ 18. Упражнение «Поймай мяч и повтори» Участники становятся в круг. У одного из подростков в руках находится мяч. Он бросает его другому игроку и называет его имя. Тот, кто получил мяч, принимает любую позу, и все остальные вслед за ним должны воспроизвести эту позу. Затем тот, у кого в руках находится мяч, бросает его следующему участнику и т.д., до тех пор пока мяч не побывает у каждого. Упражнение «Менялки» Участники разбиваются на пары. Выбирается водящий. Он дает различные команды участникам пары: рука к руке, нога к ноге, ухо к уху, голова к голове, спина к спине, плечо к плечу. Но когда он скажет: «Сосед к соседу», участники меняются партнерами. Водящий находит себе пару. Кто остался без пары, становится водящим. Упражнение «Посмотри и угадай» Каждый из группы берет карточку с заданием. Не показывая ее никому, участники по очереди изображают описанную в карточке ситуацию с помощью мимики и жестов. Все отгадывают, что это может быть. Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для разбора в первой подгруппе. Учитель сегодня на уроке сказал, что я тупой и, наверное, мои родители тоже такие: «Яблоко от яблони недалеко падает». Упражнение «Нитка на пальце» Каждый из участников, держа в руках клубок, говорит о том, как его лично затронули обсуждаемые проблемы. Затем этот участник наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему. Получившуюся «паутинку» можно распутать, а можно скомкать. ЗАНЯТИЕ 19. Упражнение «Доска отношений» Перед началом занятий на стене крепится несколько листов ватмана. Упражнение «Никого не пропусти» Участники сидят в кругу. Им предлагается встать и поздороваться за руку с каждым, никого не пропуская. Если с кем-то поздоровались два раза — не страшно. Главное никого не пропустить. Упражнение «Песенные забавы» Группа сидит в кругу. Один из участников становится по желанию водящим и выходит за дверь. Остальные распределяют слова из известной песни (по одному слову каждому участнику). Водящему предлагают войти. По сигналу «Начали!» участники произносят монотонным голосом каждый свое слово. Задача водящего — отгадать произносимые строчки и название песни. Упражнение «Идеальная семья» Подросткам предлагаются изобразительные материалы и дается задание — создать рисунок на тему «Идеальная семья». Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 2, приложение 1) Задание первой подгруппе. Составьте словесный портрет идеальных родителей, выбрав из списка качеств характерные для них черты. Упражнение «Свечка по кругу» Мы хорошо поработали. Сейчас будем передавать свечку по кругу и говорить теплые пожелания на завтрашний день. ЗАНЯТИЕ 20. Упражнение «Ручеек» Одной группе участников завязывают глаза, а другая группа встает в две шеренги, образуя «коридор». Один из участников с завязанными глазами проходит по образовавшемуся коридору — его трогают за руки, касаются разных частей тела: с ним как бы здороваются все участники. Прошедший коридор встает в конец шеренги, а по коридору проходят другие участники. Упражнение «Спой по-разному» Группе предлагается спеть песню «В лесу родилась елочка» (или любую другую по их желанию) разными способами: весело, шепотом, злобно, обиженно, грустно, с удивлением, громко, быстро, протяжно, ласково. Упражнение «Портрет моей семьи» Подросткам предлагаются изобразительные материалы и дается задание — создать рисунок на тему «Портрет моей семьи». Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для разбора первой подгруппе. Мои родители не разрешают мне дружить с одноклассниками. Упражнение «Теплый круг» Инструкция. «Давайте возьмемся за руки. Посмотрим друг на друга. Постараемся лучше почувствовать друг друга. Сейчас кто-нибудь из вас войдет в круг и пойдет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника, молча, глазами, прощаясь с ним. После того как первый участник пройдет четверых из вас, второй начинает движение вслед за ним и т.д. ЗАНЯТИЕ 21. Упражнение «Бельевая веревка» У каждого участника — по листу бумаги. Лист крепится с помощью прищепок на веревку для белья. Необходимо попытаться нарисовать рисунок-приветст Упражнение «Мы похлопаем немножко» Группа сидит по кругу. Ведущий встает и начинает хлопать в ладоши в заданном темпе, затем рядом сидящий встает и поддерживает его. Вся группа дружно хлопает. Затем последний из играющих перестает хлопать, садится. Упражнение заканчивается, когда все сядут. Упражнение «Моя семья за работой» Подросткам предлагаются изобразительные материалы и дается задание — создать рисунок на тему «Моя семья за работой». Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для разбора в первой подгруппе. Мои родители меня избили, но я считаю, что незаслуженно. Упражнение «Мы — одна команда» Занятие объявляется законченным. Ведущий просит участников выходить из класса по очереди. Встает первый участник, делает несколько шагов к двери, за ним другой, стараясь полностью копировать все движения первого, добавив к ним свою деталь. За ним следует третий и т.д. Последним выходит ведущий, копируя движения всей группы. ЗАНЯТИЕ 22. Упражнение «Впечатления» Участники садятся по кругу. Упражнение «Найди меня!» Играя с подростками в эту игру, необходимо договориться о том, что запрещается делать, например дотрагиваться до ног, толкаться. Играя с подростками в эту игру, необходимо договориться о том, что запрещается делать, например дотрагиваться до ног, толкаться. Упражнение «Выходной день в нашем доме» Подросткам предлагаются изобразительные материалы и дается задание — создать рисунок на тему «Выходной день в нашем доме». Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для разбора в первой подгруппе. Я сегодня ходил на дискотеку без спросу. Родители сказали, что больше меня вообще никуда не отпустят, даже гулять на улицу. Упражнение «Все наоборот» Занятие объявляется законченным. Участникам предлагается выйти из класса, выполнив в обратном направлении все те движения, которые они совершали, когда входили на тренинг. Это должно напоминать фильм, пущенный в обратную сторону. Домашнее задание Ведущий. На следующей встрече мы с вами будем делать групповой коллаж. Принесите природный материал, который мы используем для работы. Тему я скажу позже. ЗАНЯТИЕ 23. Упражнение «Описание чувств». Каждый описывает свои чувства, возникшие при очередной групповой встрече. Важно не только точно назвать свое чувство, но и определить степень его выраженности. Например, чуть-чуть раздражает, сильно раздражает. Упражнение «Музыкальное движение» а) Все должны закрыть глаза. Не используя голоса и не открывая глаз, отбивайте какую-нибудь мелодию руками, ногами и телом. Упражнение «Семейный праздник» Подросткам предлагаются изобразительные материалы и дается задание — создать рисунок на тему «Семейный праздник». Дискуссия и ролевая игра (см. занятие 3) Ситуация для разбора в первой подгруппе. Мой отец пришел с работы и сказал, что было бы лучше, если бы меня совсем не было. Я порчу родителям жизнь. ВСЕ КОНЧАЕТСЯ, А МЫ ОСТАЕМСЯ ЗАНЯТИЕ 24. Упражнение «Близкий контакт» Участники выполняют упражнение с закрытыми глазами и молча. Нельзя открывать глаза и разговаривать до самого конца упражнения. Все ходят по классу. Через некоторое время ведущий дает задание: «Вытяните вперед руки и ищите другие руки, не открывая глаз. Нужно исследовать руки партнера, поздороваться с ним. По моему сигналу вам нужно будет расстаться с руками партнера и продолжать движение». Именно сегодня Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что я буду руководствоватьс Упражнение «Смотри не проморгай» Участники группы делятся на две подгруппы. Одна подгруппа садится в круг на стулья, а другая становится позади стульев. Один стул остается свободным, за ним стоит водящий. Водящий подмигивает одному из сидящих, тот должен быстро пересесть к нему на пустой стул. Участнику, стоящему позади этого стула, необходимо удержать его, не дать убежать. Если стоящий проморгал, то он становится водящим. Игра продолжается. Затем подгруппы меняются местами. Упражнение «До новых встреч» Ведущий. Пусть каждый из вас задаст себе вопрос о том, с кем и в какой форме он хотел бы продолжить общение после завершения работы группы. Пожалуйста, подумайте сейчас об этом. У вас есть 3 минуты. Итоговая анкета Здравствуй, дорогой друг!
Продолжи, пожалуйста, незаконченные предложения: Огромное спасибо за то, что ты нашел силы, время и желание поразмышлять о тренинговых занятиях. Удачи тебе! А теперь сложи, пожалуйста, лист и отдай его ведущему. Желательно это сделать с улыбкой и никогда с ней не расставаться. Улыбайтесь друг другу! Пусть вам всегда, везде и во всем будет хорошо. Да сбудутся ваши желания и мечты! Упражнение «Доброта» Ведущий. В каждом из нас в той или иной степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Что вы можете сказать доброго и хорошего о сверстниках, учителях, родителях? У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться к рассказу. Вы самостоятельно выбираете человека, желательно, чтобы он был знаком другим участникам или присутствовал в группе. Ваш рассказ должен быть кратким и конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете. Домашнее задание Ведущий напоминает о необходимости делать постоянные записи в дневнике «Моих побед и достижений». Нужно анализировать свои ощущения, чувства, эмоции, затем делать конкретные выводы и предпринимать практические шаги, направленные на конструктивное общение со сверстниками, родителями и педагогами. Упражнение «Письмо другу» Участники группы берут конверты с письмами, написанными ими на первом занятии. Вскрывают их и читают. Упражнение «Браво!» Ведущий. Мы все бывали в театре, на концерте, в цирке и видели, как публика рукоплещет артистам в конце представления. Каждому из нас иногда хочется оказаться на сцене и заслужить бурные аплодисменты. Я считаю, что каждый из нас иногда заслуживает аплодисментов. Давайте поставим стул в центре класса. Плотно окружите его со всех сторон. Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов? Декларация моей самоценности Участникам группы, перед тем как расстаться, предлагается вслух прочитать декларацию моей самоценности (см. приложение 2). ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ» Агрессивность, аккуратность, активность, альтруизм, артистичность, балагурство, бдительность, безволие, беззаботность, безразличие, бережливость, бескорыстие, безответственнос ПРИЛОЖЕНИЕ 2. «ДЕКЛАРАЦИЯ МОЕЙ САМОЦЕННОСТИ» Я — это Я. |
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
|