вдох детством Директор

Стебенева Наталия Викторовна

 

 

Обучающий семинар-тренинг для педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов  «Конструктивное поведение в конфликте»

Цель: предоставить педагогам теоретическую информацию, показать пути конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. Обучить навыкам бесконфликтного взаимодействия.

Время: 6 академических часов.

  1. Упражнение «Назови имя и подари улыбку»

Цель: знакомство участников группы друг с другом. Создание атмосферы доверия.

Участники группы сидят по кругу. По часовой стрелке они называют свое имя и дарят соседу слева улыбку. Причем, одаривая улыбкой, нужно посмотреть в глаза партнеру.

  1. Оформление карточек-визиток
  2. Упражнение «Поздороваемся»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение настроения.

Участники группы свободно перемещаются по аудитории, им предлагается поздороваться друг с другом.

Затем участникам предлагается представить, что они встретились все вместе через 5, 10, 20 лет. Как бы они тогда поздоровались?

  1. Принятие правил групповой работы
  2. Упражнение «Какое у соседа настроение?»

Цель: развитие умений почувствовать настроение партнера.

Участники группы сидят по кругу, и высказывают предположение, какое настроение у соседа слева.

  1. Упражнение «Что ожидаете от встречи?»

Цель: выявить ожидания участников от предстоящего тренинга.

Участники группы говорят о том, что они ожидают от тренинга.

  1. Тест «Конфликтная личность»

Цель: оценить степень конфликтности или тактичности участников.

  1. Упражнение «Толкалки без слов»

Цель: создать конфликтную ситуацию, помочь прочувствовать ее и разрешить.

Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щипаются, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями от игры и сообщают, трудно ли было все это проделывать молча, возникало ли напряжение.

  1. Упражнение «Атомы»

Цель: создать конфликтную ситуацию в процессе сталкивании, помочь прочувствовать ее и разрешить.

Участники с закрытыми глазами передвигаются по аудитории и, сталкиваясь, пытаются разрешить конфликт.

  1. Упражнение «Расшифруй слово «Конфликт»

Цель: дать понять, что каждый участник вкладывает свой смысл в понятие «Конфликт».

Представьте себе, что слово требует расшифровки. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «Конфликт».

  1. Упражнение «Внимание, конфликт!»

Цель: развитие групповой сплоченности, умение объединять идеи в одно общее.

Участникам предлагается придумать и нарисовать знак, предупреждающий о назревающем конфликте. Затем выбирается лучшее символическое изображение, либо группа пытается объединить все идеи в одном общем знаке.

  1. Упражнение «Разожми кулак»

Цель: снятие напряжения с области рук, подъем настроения.

Участники разбиваются на пары: один сжимает кулак, а другой пытается разжать пальцы за одну минуту. Потом партнеры меняются ролями и ситуация повторяется. Затем участники делятся своими впечатлениями и чувствами, рассказывают о том, кому, и каким способом удалось разжать кулак.

  1. Упражнение «Узкий мост»

Цель: развитие навыков понимания и умения уступать другим людям в конфликтных ситуациях.

На полу чертятся две линии на некотором расстоянии друг от друга, обозначая таким образом мост. Выбираются два участника, которые идут навстречу друг другу с разных сторон моста. Можно задать дополнительное условие: они торопятся. Ведущий обращает внимание участников, что они сами должны выбрать способ прохождения моста. Сумеют ли вежливо разойтись или столкнут друг друга?

Затем участникам группы задаются следующие вопросы: Как удалось договориться? О ком в первую очередь думали, когда нужно было сделать выбор: о себе или о партнере? Всегда ли нужно уступать на «узком мосту»?

  1. Мини-лекция «Понятие конфликта и его основные стадии протекания»
  2. Упражнение «Работа с ассоциациями к понятию «конфликт»

Цель: осознание собственного эмоционального поля восприятия конфликта.

Участники рассаживаются в круг. Ведущий: «В фокусе нашего внимания конфликт. Когда мы произносим это слово, У нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Сейчас мы исследуем отражение конфликта на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?».

После первого ряда ассоциаций можно попросить продолжить:

  • если конфликт — это мебель, то какая?
  • если посуда, то какая?
  • если одежда, то какая? И т.п.
  1. Упражнение «Конфликт невербально»

Цель: проживание участниками группы конфликтных ситуаций на «телесном» и эмоциональном уровне.

Группа разбивается на 4 подгруппы. Каждой подгруппе отдельно дается задание придумать конфликтную ситуацию и изобразить ее невербально в ситуациях, когда:

1) в конфликте участвуют равные по статусу люди, и конфликт в динамике имеет все стадии;

2) в конфликте участвуют неравные по статусу (родитель — ребенок, начальник — подчиненный) и конфликт в динамике имеет все стадии;

3) конфликт возникает спонтанно, то есть не имеет стадии потенциального формирования противоречий (например, в очереди, в транспорте и других общественных местах);

4) конфликт, который не имеет разрешения, то есть последней стадии.

Сценки демонстрируются поочередно, после разыгрывания конфликта одной группой участники определяют, в чем особенность демонстрируемого конфликта.

В обсуждении необходимо проанализировать, каким образом конфликт отражается в телесных ощущениях, есть ли различия в переживаемых эмоциях на разных стадиях протекания конфликта.

  1. Упражнение «Да – нет»

Цель: создать конфликтную ситуацию, затем обратить внимание на то, как приятно находиться в тишине.

Ведущий: «Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш го­лос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне?

Сейчас вам будет нужно использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто — слово «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начи­нать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внима­ние на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и га­ма».

  1. Упражнение «Отработка конфликта»

Цель: участникам предоставляется возможность задуматься о своем поведении, о том, в каких ситуациях они конфликтуют с окружающими. Затем они снимают напряжение, превращают конфликт в игру.

1 часть. «Я иду на конфликт когда…»

«Вам предлагается три раза закончить фразу «Я иду на конфликт, когда…». Теперь возьмите по одной газете. Напишите на ней крупными буквами ваше имя. Задача состоит в том, чтобы комкать газету и проговаривать ваши написанные фразы. Бросьте газетный мячик в центр круга. Затем продолжает следующий и так далее».

2 часть. «Танец с саблями и игра в бумажные мячики»

Ведущий предлагает разделиться на 2 группы. Принцип деления: да – нет.

Проводится линия между группами.

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

  1. Упражнение «Уши – нос»

Цель: развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

Тренер рассказывает, как важно сохранять спокойствие в ситуации, когда в адрес человека кто-то кричит, обвиняет, оскорбляет, насколько полезно порой не заразиться чужой агрессией и не ответить криком на крик. Участникам предлагается вспомнить конфликтную ситуацию, когда они были раздражены, заражались чужой агрессией.

Чтобы конфликты не перешли во вражду, нужно уметь внутренне отстраниться от стрессовой ситуации и настроиться на конструктивное разрешение.

Участники разбиваются на пары, один будет Пятачком, второй — Кроликом. Кролик кричит и обвиняет, Пятачок очень этого боится, ему нужно научиться держать удар. Его задача – не слушать Кролика, а наблюдать за движениями кончиков его ушей или носа и запоминать свои мысли и чувства, возникающие в это время. На упражнение дается 2 минуты, затем участники меняются ролями.

Ведущий предлагает участникам поделиться своим настроением, чувствами, трудностями, с которыми они столкнулись, а также сделать вывод «Что нужно сделать, чтобы прекратить нападки?»

  1. Упражнение «Посиди так, как сидит…»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ведущий предлагает участникам сесть на свои стулья так, как сидели бы: король, курица на насесте, начальник, конфликтный человек, преступники на допросе, судья, учитель и пр.

  1. Практическое задание

Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных Вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, привычек. В будущем Вы обязательно сможете расширить «репертуар» стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в различных конфликтных ситуациях при помощи таблицы. Чтобы заполнить таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет. Заполняя таблицу в первый раз, ориентируйтесь на конфликты на работе, в быту; во второй раз сосредоточьте внимание на педагогических ситуациях и конфликтах.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно проставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из колонок.

Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории;

5 — последнее.

Стиль разрешенияконфликта Использую чащедругих Владеюлучшевсего Приноситнаилучшиерезультаты Чувствую себя прииспользовании наиболее комфортно
Настойчивость (я упорно отстаиваю собственную позицию)
Уход (я стараюсь уклониться от участия в конфликте)
Приспособление (я стараюсь во всем уступать партнеру,идти навстречу)
Компромисс (я ищу решение, основанное на взаимных уступках)
Сотрудничество (я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)

 

Анализ и сравнение заполненных таблиц помогут Вам разобраться в том, какой из стилей Вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще приносит хорошие результаты и какой наиболее комфортен для Вас, когда Вы выступаете в различных ролях. Это может быть один и тот же стиль (Ваш «любимый») или разные стили.

Сопоставьте сделанные Вами выводы с итогами работы с методикой К. Томаса. Любой результат даст Вам информацию для размышления, если Вы хотите сделать свое поведение в конфликтных ситуациях более эффективным, повысить уровень педагогического мастерства, развив способности использовать различные стили.

  1. Мини-лекция «Основные стратегии поведения и взаимодействия в конфликтной ситуации»
  2. Упражнение «Нож и масло»

Цель: развитие умения преодолевать страх перед неприятной ситуацией.

Участники встают в два ряда друг против друга, поднимают правую руку и ритмично, одновременно передвигают ее вверх – вниз, как нож. Каждый по очереди должен пройти через этот строй. Закончивший путь, встает в конец строя, а стоящий вначале – проходит через шеренгу.

Задача состоит в том, чтобы избежать удара.

После проведения упражнения участники отвечают на вопросы:

Какую технику вы использовали, чтобы избежать удара?

Планировали ли вы свои действия?

  1. Упражнение-игра «Начальник — секретарь»

Цель: проанализировать степень эффективности различных стилей поведения в конфликтной ситуации.

Участники группы делятся на 3 подгруппы: первая подгруппа (5-7 человек) готовится к исполнению роли начальников, вторая (5-7 человек) — машинисток, третья — наблюдателей (3-4 человека).

Участники, исполняющие роли начальников, выходят за дверь. Их задача — дать очередное задание секретарю и выразить свое недовольство качеством ее работы (много ошибок, опечаток, работа сдается не в срок). В аудиторию «начальники» входят по одному.

Участники, исполняющие роли секретарей, также меняются в каждой сцене. При этом каждый «секретарь» наполняет роль специфическим содержанием: усталая и болезненная; капризная и молодая дама, заигрывающая с начальником; одинокая и замкнутая; интеллигентная пожилая дама; боевая и языкастая женщина.

В обсуждении следует проанализировать, поведение какого из участников было наиболее эффективным и за счет какого стиля.

  1. Упражнение «Где Вы стоите?»

Цель: учить отстаивать свою точку зрения мирным путем.

Ведущий: «У нас с вами есть три позиции.

Первая позиция «нейтралитет», которая будет находиться здесь. И вы сейчас все, пожалуйста, займите ее (группа встает туда, куда указал ведущий). Тому, кто находится в позиции «нейтралитет» нельзя говорить ни слова, а только слушать, что говорят другие.

Вторая позиция «плюс», она находится там, где лежит лист с нарисованным знаком «+».

Третья позиция «минус», она находится там, где лежит лист с нарисованным знаком «-».

  • Оговаривается, где будет находиться нейтралитет, где «+», где «-».
  • Сейчас я зачитаю утверждение. Ваша задача состоит в том, чтобы выбрать себе место. Если кто из вас с ним согласен займет вторую позицию, если не согласен – третью позицию. Ну а если вы не знаете куда пойти, у вас противоречивы взгляды по поводу утверждения, возьмите стул и оставайтесь в позиции «нейтралитет». Но вам необходимо помнить, нельзя говорить ни слова. Надо только молча слушать остальных участников.
  • Время на обсуждение не дается.
  • Затем заслушивается сначала одна подгруппа, затем – другая. После каждого высказывания ведущий говорит «Спасибо за ваше мнение. Похлопаем». Сначала хлопают одной подгруппе, затем другой, потом всем.
  • Предлагается подгруппам придумать за 1 минуту девиз (Спасибо подгруппе за ваше мнение. Все хлопают).
  • «Нейтралитет» в ходе всего упражнения не высказывает свое мнение.
  • Позиция ведущего – «нейтралитет», потому что он важен для группы, главный и может навязать свое мнение, как единственно верное.

Вопросы для обсуждения:

Почему утверждения не однозначны? (Они запланированы на конфликт, но в ходе упражнения к конфликту не располагают).

Расскажите о ваших чувствах и состояниях, которые вы испытали в ходе проведения упражнения (сначала высказываются те, кто занимал определенные позиции, затем «нейтралитет»).

Утверждения:

  1. Человека нельзя ничему научить, можно лишь помочь ему понять что-то самому.
  2. Люди одиноки, потому что они не стараются быть дружелюбными.
  3. Игра «Место под солнцем»

Цель: развитие умения убеждать.

Участники группы образуют внутренний и внешний круг. Внутренний круг находит себе пару из внешнего круга. Внутренний круг – это отдыхающие по путевкам на берегу моря, а внешний – приехавшие дикари. Задача отдыхающих не лишиться места под солнцем, то есть не пустить в свой круг дикарей. Дикари же любым способом должны убедить отдыхающих принять их к себе.

  1. Мини-лекция «Анализ и разрешение конфликтных ситуации. Медиация»
  2. Упражнение «Сила власти»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Каждой подгруппе выдается газета. Участники подгруппы берутся одновременно за нее одной рукой. Ведущий говорит, что газета символизирует собой «власть». По команде ведущего участники подгрупп должны захватить рукой как можно больше «власти» (захватить газету), но при этом можно использовать только руку, которой они держат газету.

В обсуждении анализируются ощущения, эмоции, которые испытывали участники группы в ходе «захвата власти».

  1. Упражнение «Неконфликтная личность»

Цель: дать возможность проанализировать свои личностные качества и соотнести их с качествами «неконфликтной личности», то есть личности, способной к эффективному взаимодействию в различных ситуациях.

Ведущий перед участниками ставит задачу — выработать сообща перечень качеств личности, способной к эффективному межличностному взаимодействию, в том числе в конфликтных ситуациях. Для этого в микрогруппах по 5-6 человек необходимо обсудить и предложить перечень 10 качеств личности, являющихся важными для эффективного межличностного общения.

После выполнения задания представители микрогрупп зачитывают свои перечни, при этом каждое предлагаемое качество обосновывается и обсуждается группой. Ведущий пишет качества на листе ватмана (или на доске). В результате общей работы должен быть составлен список качеств в количестве не более десяти.

На следующем этапе работы ведущий предлагает в индивидуальном порядке оценить степень сформированности каждого качества и составить в случае необходимости программу действий по выработке умений эффективного взаимодействия в конфликте.

  1. Упражнение «Что изменилось во мне»

Цель: осознание результативности тренинга для каждого участника.

Участникам предлагается высказаться, что изменилось в каждом из них в ходе тренинговой работы.

  1. Упражнение «Чемодан в дорогу»

Цель: подведение итогов.

Группе предлагается собрать в дорогу «чемодан» того, что они приобрели на тренинге. «Багаж» записывается на бумаге и вкладывается в «чемодан».

После чего тренер зачитывает все содержимое «чемодана». Участники по кругу высказываются о своих эмоциях, чувствах и планах на будущее.

  1. Упражнение «Плечо друга»

Участникам предлагается встать в круг, положить руки на плечи соседей справа и слева, молча, постоять несколько минут, ощутив плечо друга, его поддержку, тепло, силу и пр.

 

 

 

 

 

 

 


Литература

  1. Анцупов А. Я; Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.
  2. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.
  3. Вачков И.В, Групповые методы в работе школьного психолога: Учеб.-метод. пособие. — М.: Ось-89, 2002.
  4. Гришина НВ. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С. Кармина. — СПб.: Лань, 2000.
  5. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Прогресс, 1996.
  6. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  7. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999.
  8. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999.
  9. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины М.Гинезис, 1997.
  10. Куницына В.Н, Казаринова НВ., Погольша В.М Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
  11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «речь», 2001.
  12. Мастенбрик У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. — М.: Инфра-М, 1996.
  13. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
  14. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М.: ТЦ «Сфера», 1997.
  15. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
  16. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2002.
  17. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения икоррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
  18. Семенова Е.М Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.
  19. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. – М. Генезис, 2000.
  20. Сулимова М. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. — М., Ин-т практ. психологии, 1996.
  21. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. — СПб.: Лань, 1997.
  22. Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
  23. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. — Мн.: Тесей, 1999.