зол психея

Номинация «Проект года в психологической практике»

 

Реферат проекта

 

  1. Полное название проекта

Семинар-тренинг по обучению педагогических работников навыкам конструктивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ «От учительства к тренерству».

 

Автор проекта

Стебенева Наталия Викторовна (г.Липецк).

 

Цель проекта

Отработка индивидуальной стратегии и тактики эффективного конструктивного психолого-педагогического взаимодействия с коллегами, учащимися, родителями и ближайшим окружением с целью оздоровления условий жизнедеятельности в семье и школе.

 

Задачи проекта

1.Привлечение педагогических работников к деятельности по первичной профилактике аддиктивного поведения среди обучающихся и их родителей посредством использования инновационных, интерактивных технологий.

2.Расширение приемов и методов профилактической антинаркотической работы.

3.Формирование творческой группы педагогов для осуществления постоянной антинаркотической работы с обучающимися и их родителями.

 

Участники проекта

Педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги образовательных учреждений области.

 

Форма организации и проведения

Мини-лекции, включающие в себя теоретические вопросы профилактики употребления психоактивных веществ.

Практические занятия в форме дискуссий, «мозгового щтурма», ролевых игр, коллективных групповых заданий с использованием техник арт-терапии и сказкотерапии, танцедвигательных техник, тестов, круглых столов. Занятия сопровождаются материалами в форме мультимедийных презентаций.

 

Специфика занятий

Эффективность зависит от степени заинтересованности, инициативности и желания педагогов научиться новым формам работы с обучающимися по профилактике вредных привычек, а также от высокого эмоционального подъема ведущего, что позволяет добиться положительной динамики и способствует личностному росту участников группы.

 

  1. Актуальность, научная и практическая значимость

В последнее время сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей и подростков с аддиктивным поведением. Задача педагогов образовательных учреждений состоит в том, чтобы сформировать у несовершеннолетних негативное отношение к употреблению наркотиков, алкоголя и табака.

Необходимо научить учителей проводить классные часы, родительские собрания, педагогические советы с использованием интерактивных технологий, позволяющих посредством диалога осуществлять взаимодействие учителя с обучающимися, родителями, коллегами.

Такой вид общения способствует взаимодействию, взаимопониманию, совместному решению и принятию значимых для каждого участника задач. В связи с этим у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли и чувства.

При такой организации работы участники не только выражают свое мнение, но и учатся уважать мнения других, делать обоснованные заключения и выводы.

 

Научная значимость:

-конкретизировано понятие «аддиктивное поведение»;

-определены современные подходы, уровни и стратегии антинаркотической профилактической работы среди детей и молодежи;

-определена сущность и содержание системы организации работы образовательного учреждения по профилактике и предупреждению аддиктивного поведения подростков;

-разработана и апробирована система занятий, направленных на профилактику и предупреждение аддиктивного поведения.

 

Теоретическая значимость

Расширение научного представления о психологических аспектах профилактики аддиктивного поведения у подростков, посредством интеграции взаимодействия между подростками, родителями и педагогами.

 

Практическая значимость

Совершенствование психолого-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

 

  1. Основное содержание работы (или ее этапы)

Данный проект включает образовательный и просветительский компоненты и состоит из 4-х этапов:

  1. Введение в тренинговую программу.
  2. Информационно-образовательный модуль.
  3. Интерактивный модуль.
  4. Обобщение результатов тренинговой работы.

На 1 этапе ведущий сообщает о цели тренинга, информирует о режиме работы (перерывы, дополнительная информация). Тренинг традиционно начинается с представления ведущего и участников (по кругу), обмена своим состоянием и настроением, выработке правил работы группы. После этого предлагаются упражнения на снятие напряжения и расширение представлений участников друг о друге, что позволяет создать атмосферу, располагающую к сотрудничеству, доверию и открытости.

2 этап включает в себя теоретические аспекты работы образовательного учреждения по профилактике употребления ПАВ в детско-подростковой среде.

  • этап – это практико-ориентированное обучение интерактивным методам психолого-педагогического воздействия.

4 этап — подведение итогов, развитие обобщающей рефлексии. Интеграция опыта, полученного в ходе программных мероприятий.

 

  1. Результаты, выводы

В 2012 году по данному проекту прошли обучение 160 педагогов в рамках Областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2009-2012».

Результаты работы способствовали повышению профессиональной компетенции педагогических работников в области профилактики ПАВ и применения интерактивных технологий с детьми и родителями. Разработанная программа способствует пониманию педагогами необходимости и значимости ведения систематической антинаркотической работы по первичной профилактики аддиктивного поведения со всеми участниками образовательного процесса.

У педагогов после проведения работы по проекту:

-сложилось четкое представление о системе организации работы образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения у обучающихся;

-повысилась мотивация к проведению работы по профилактике ПАВ с использованием интерактивных технологий;

-укрепилась уверенность в собственных воспитательных возможностях;

-сформировались начальные навыки рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.