- Полное название проекта
Проект семинара-тренинга для родителей по обучению навыкам конструктивного взаимодействия с подростками, склонными к риску возникновения аддиктивного поведения в условиях семьи «Через тернии к звездам!»
Автор проекта
Стебенева Наталия Викторовна (г.Липецк).
Цель проекта
Расширение знаний в области педагогики и психологии, поиск альтернативных, социально — приемлемых способов взаимодействия с детьми.
Задачи проекта
- Дать родителям знания о влиянии их родительских семей на сегодняшнюю жизнь в собственной семье.
- Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, сдерживания негативных импульсов.
- Дать определенную модель построения взаимоотношений с детьми и обучить родителей различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели.
- Обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния.
Участники проекта
Родители учащихся, склонных к риску возникновения аддиктивного поведения.
Форма организации и проведения
Мини-лекции, включающие в себя теоретические вопросы профилактики употребления психоактивных веществ.
Практические занятия в форме дискуссий, «мозгового щтурма», ролевых игр, коллективных групповых заданий с использованием техник арт-терапии и сказкотерапии, танцедвигательных техник, тестов, круглых столов. Занятия сопровождаются материалами в форме мультимедийных презентаций, видеоматериалов.
Структура Проекта.
Работа состоит из четырех разделов: введение, основная часть (семинар-тренинг), список использованной литературы и приложения.
Структура семинара-тренинга
Обмен участников группы своим настроением, с которым они пришли на занятие.
Упражнения на снятие нервно-психического напряжения.
Упражнения на создание работоспособности и повышение сплоченности группы.
Проведение мини-тестов, опросников с целью сбора проблематики и формирования мотивации на дальнейшую работу.
Теоретические выкладки.
Обсуждение проблемной ситуации с помощью групповой дискуссии, мозгового штурма, ролевой игры.
Упражнения на развитие эмпатии, доверия, сплоченности.
Подведение итогов работы и обратная связь от участников.
- Актуальность, научная и практическая значимость
Актуальность
Массовое потребление психоактивных веществ в молодежной среде остается одной из острейших проблем современного общества. Это серьезная угроза здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. По оценкам экспертов наркомании подвержены в основном подростки и молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Поэтому проблема распространения и употребления наркотиков в молодежной и образовательной среде особенно актуальна и требует совместных решительных действий государства и общества в целом.
Научная значимость
Предпринята попытка создания проекта, включающего проведение систематической антинаркотической профилактической работы с родителями. Используется родительский тренинг – активная форма работы с родителями. На местном уровне данная тема изучена недостаточно. Работа с родителями проводится в основном на родительских собраниях, не систематически, темы разрозненны, непоследовательны.
Практическая значимость
Данный Проект вносит определенный вклад в повышение грамотности и ответственности родителей за антинаркотическое воспитание детей в семье. Может быть использован педагогами, педагогами-психологами, социальными педагогами образовательных организаций. Также работа может послужить основой для различного рода исследований.
- Основное содержание работы (или ее этапы)
Программа семинара-тренинга рассчитана на 36 академических часов и включает в себя 3 этапа.
1 этап – диагностический (комплектование тренинговой группы).
Психодиагностическое обследование родительско-детского взаимодействия и родительско-детских отношений.
2 этап – овладение навыками конструктивного взаимодействия с детьми и подростками в условиях семейного воспитания.
3 этап – психолого-педагогическое сопровождение родителей (оказание консультативной и методической помощи).
В ходе тренинга рассматриваются такие темы, как:
— Мы и дети: два разных мира.
— Стили семейного воспитания.
— Влияние наследственности и окружающей среды на подростка.
— Роль отца в воспитании подростка.
— Семейный конфликт. Пути и методы разрешения.
— Стресс. Причины возникновения и влияние на физическое и психическое здоровье.
— Последствия психических травм детства.
— Психоактивные вещества. Мотивы и причины потребления психоактивных веществ подростками.
— Проблемы внутрисемейных отношений. Проблемные ситуации. Пути решения.
— Проблемы в отношениях со сверстниками и учителями.
— Проблемы денег и влияния «плохой» компании на подростка.
— Проблемы аддиктивного поведения подростка.
- Результаты, выводы
Повышение психологической, педагогической компетентности семьи.
Вовлечение родителей в антинаркотическую профилактическую работу, проводимую школой.
Формирование интереса родителей к личностным особенностям развития детей.
Профилактика негативного семейного воспитания.
Снижение количества несовершеннолетних, склонных к риску или употребляющих ПАВ.
Таким образом, после проведения работы по проекту родители:
— повысили свою компетенцию в области психологии и педагогики.
— изменили взгляды на жизнь в собственной семье;
— овладели способами целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, сдерживания негативных импульсов;
— выстроили определенную модель социально-приемлемых взаимоотношений с собственными детьми;
— обучились различным навыкам межличностного общения;
— овладели приемами и методами снятия нервно-психического напряжения.