Память – это процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации собственного опыта.

Уже с раннего детства у детей с РДА отмечается хорошая механическая память. Иногда это проявляется только в отношении того, что входит в круг интересов ребенка или привлекает особое внимание, а иногда и в отношении всего происходящего вокруг. Запоминаются обычно отдельные детали образа, а не сам образ в целом. Это обуславливается избирательностью восприятия. Особенно сложно для запоминания оказывается человеческое лицо. Зачастую дети ориентируются на какие-либо характерные детали в узнавании (очки, одежда, цвет волос и т.д.), и при изменении этой детали теряется возможность узнать человека.

Для детей с РДА типичны хорошая музыкальная память, возможность запоминать и воспроизводить сложные рисунки, узоры, точность запоминания слов («абсолютная грамотность»), номера, схемы движения транспорта и т.д. Воспроизведение сохраненных образов тем выше, чем больше времени прошло с момента их запоминания. Ребенок может не рассказать о событиях прошлого дня, но с точностью воспроизвести то, что происходило 2-3 месяца назад. У детей с РДА прослеживается тенденция запоминать вербальную и невербальную информацию в точности в том виде, в котором она поступила.

Кроме того, некоторые особенности памяти объясняются особенностями внимания. Это такие характеристики как избирательность и отсутствие поведения, демонстрирующего внимание. Ребенок смотрит, но не видит, не замечает целостный образ ситуации, а обращает внимание на малозначимые предметы и детали. В сочетании с механической памятью, он может удивить способностью, стоя в стороне и не проявляя интереса к занятию, воспроизвести всю сказанную преподавателем информацию с дословной точностью.

Высокие показатели механической памяти детей с РДА вероятнее всего обусловлены 2 факторами:

  1. Нарушение межфункциональных взаимодействий, т.е. автономность развития отдельных психических функций.
  2. Отсутствие связи слова с конкретным предметом.

Кроме того, нарушения памяти у детей с РДА могут быть связаны с одной стороны, с недоразвитием общения, а с другой – ограниченным социальным опытом. Так же негативное влияние оказывает общий дефицит психической активности.

У детей с РДА при высоком уровне развития механической памяти, отмечается недостаток развития логической памяти. Это проявляется в неспособности соотносить предметы с их обобщенным понятием при запоминании.

 

 

Автор-разработчик:

педагог-психолог Костеева Е.О.